Костанай и костанайцы

«Профессию педагога выбрала сердцем…»

От сельского учителя до руководителя городского отдела образования

Гульсим Уразбаева заступила на новую должность в октябре, но только в конце уходящего 2020 года смогла встретиться с «НК», выкроив в графике свободное окно. Она уже 30 лет в сфере образования, но ни разу не пожалела о своем выборе.

Стать педагогом наша героиня решила неслучайно. Перед глазами был пример трех старших сестер, выбравших учительскую стезю. Гульсим Адилхановна выросла в большой и дружной семье. Родители воспитали восемь детей и всем дали высшее образование. Свою педагогическую деятельность наша героиня начала учителем казахского языка в сельской школе. Отработав там пять лет, переехала в областной центр и устроилась в тогда еще СШ №1.

– Каково было уехать из деревни и начать работать с городскими учителями? Они чем-то отличаются от сельских?

– Я была очень счастлива тому, что меня приняли в городскую центральную школу. Тогда огромную поддержку мне оказали местные учителя, они помогали, учили вести уроки, наставляли. Городские педагоги отличаются от сельских только большей активностью, постоянно участвуют в конкурсах, совершенствуются, в деревне все спокойнее. Тем не менее много лет назад я сердцем выбрала профессию педагога и не пожалела, даже мысли такой не возникало.

– Когда началась ваша деятельность в качестве госслужащего? С какими проблемами в этой сфере пришлось столкнуться?

– Проработав пять лет в СШ №1, я в 2006 году устроилась работать в городской отдел образования методистом казахского языка. Курировала педагогов, преподающих государственный язык и литературу, оказывала им методическую помощь. Мне это очень нравилось.

Потом перешла в отдел общего и среднего образования, здесь занималась составлением статистики, отчетности. Позже приняла участие в конкурсе на должность руководителя отдела опеки. Переходить из одного отдела в другой в принципе сложно, потому что направления разные, однако это развивает, наполняет новыми знаниями и опытом. К тому же в отделе опеки от цифр и методик преподавания нужно было переключиться на жизнь и ситуации, происходящие в ней. Здесь было необходимо принимать решения, от которых зависела дальнейшая судьба ребенка: оставить его в семье или же отправить в детский дом. Решения всегда давались сложно, посещали мысли – правильно я сделала или нет?

Позже освободилось место заместителя руководителя отдела образования, и я снова решила участвовать в конкурсе, успешно прошла его. В этой должности я проработала четыре года. Мое назначение на пост руководителя – это подтверждение того, что в нашем обществе соблюдается принцип меритократии. Я прошла все ступени карьерного роста. Сказать, что я об этом мечтала? Нет. Я просто работала, и работала на совесть.

– Будучи в должности руководителя, вам пришлось научиться чему-то новому?

– Нет, когда ты работаешь заместителем, уже мыслишь как руководитель. Думаешь наперед, знаешь последствия всех действий, включен в вопросы и проблемы. Но мне нравится эта работа, люблю общаться с людьми, помогать в их просьбах, добиваться целей. Человек не может быть всемогущим, но в рамках своей компетенции я стараюсь найти выход.

Сейчас на мне лежит ответственность за огромную систему. У нас в городе 36 общеобразовательных школ, они продолжают строиться и открываться, обязательства растут с каждым днем.

– Костанайские школы были готовы к переходу на дистанционный формат обучения?

– Не был готов ни Костанай, ни страна, ни мир. Никто не знал, что случится пандемия, будут умирать люди. В наших школах не хватало компьютеров, но их закупили в ускоренном темпе, всех детей обеспечили. Сегодня остается небольшой дефицит в технике, но и его перекроем в скором времени.

– В этом году вам пришлось услышать много критики в адрес вашего ведомства, родители сначала отрицали новый формат обучения, потом переключились на учителей, которые не всегда были компетентны и ответственны в своей работе. Были ли моменты, когда к вам или в администрации школ поступали письменные жалобы на педагогов?

– Письменных заявлений не было. Комментарии в социальных сетях мы читали, если были конкретные факты и данные, сразу выходили на школу и выясняли ситуацию. Мы открыты для обратной связи, у нас даже работает свой call-центр 39-08-50. Я понимаю родителей, их комментарии – это крик души, но ведь никто вам не поможет без официальных заявлений и со всеми данными. Пишите нам, звоните, но не анонимно, как это зачастую делается. Мы готовы идти навстречу каждому и находить компромисс. Основная проблема в том, что дети недопонимают материал. Многим тяжело учиться в таком формате. Но если ребенок не понял тему, обратитесь к учителю, попросите заниматься с ребенком индивидуально, решите вопрос с директором школы. Может быть этим заниматься родителям некогда, у них работа и т.д., но мы в свою очередь тоже стараемся как-то облегчить ситуацию. В третьей четверти работа в дежурных группах 1-4 классов будет продолжена. Также решаем вопрос с организацией групп в 5-х и выпускных 9-11-х классах.

– Что делать, чтобы ребенок усвоил все полученные знания в дистанционном формате?

– Прежде всего, важно взаимодействие родителя и ребенка. Взрослые должны мотивировать свое чадо учиться не для кого-то, а именно для себя, для своего будущего. Помогать и поддерживать. Быть на связи с учителями. Собственно, дети всегда учились для себя, мы же не приходили в школу за оценками для папы и мамы. Образование – это будущее каждого из нас, что и нужно донести до ребенка. Учеба – это не рутина, это ступень во взрослую жизнь, где нужно быть грамотным, иметь критическое мышление, разбираться во многих сферах деятельности.

– Как относитесь к мнению родителей о том, что этот учебный год будет упущенным и бесполезным, мол, лучше бы вообще не учились, чем так?

– Год будет бесполезным, если ребенок просто так просидит дома. Министр образования РК как-то говорил, что при обычном формате обучения и отмене занятий из-за мороза нужно обучать детей дистанционно, а не упускать день. Один непрочитанный текст уже считается пробелом в знаниях. Хорошие знания зависят не только от педагога. Если ребенок не занимается, ленится, должен быть контроль за ним со стороны родителя. Учителям тоже непросто, при дистанционном формате необходимо больше подготовки, педагог находится в постоянном поиске новых и доступных видов подачи информации, это больше временных трудозатрат.

– Раньше учителям платили за отработанные часы. Как сегодня складывается заработная плата педагогов за преподавание в дистанционном формате?

– Их заработная плата не изменилась – как отработали, так и получили. Если учитель работает в дежурных группах, он сверхперерабатывает, заработная плата выплачивается в 100% объеме. Родители думают, что учителя просто так получают заработную плату, а детей учат мамы и папы. Но это не так, я сама была педагогом и представляю объем работы, а тем более нынешний с его дистанционным форматом. Поэтому не стоит делать такие выводы. Да, мы все устали, но это наши нынешние реалии, хотим мы этого или нет. Рано или поздно мы вернемся к прежнему режиму, войдем в привычную колею, возвратимся в свои родные кабинеты и классы. Мы в это верим и надеемся на лучшее. Сейчас, в условиях дистанционного обучения, приоритетной задачей для меня является сохранение жизни и здоровья детей, родителей и педагогов!

Полина ШКАРУБО
Фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77