О Мурсале Тажмакине вспоминает его воспитанник Александр Московский
На днях в Костанае звучало имя прославленного тренера Мурсала Тажмакина – в память о нем на ринг новой школы бокса выходили участники зонального чемпионата РК «Север» среди младших юношей. В 90-е годы в числе его воспитанников был будущий чемпион России, мастер спорта международного класса, профессиональный боксер Александр Московский. Он уже почти 20 лет живет в Калининграде, а в интервью «НК» вспомнил, каким был его наставник.
– Александр, расскажите, как вы попали под крыло Тажмакина?
– Я с раннего детства посещал «Динамо», поскольку и папа, и старший брат тоже занимались боксом. Я буквально жил в спортзале, посещал все группы – Левшина, Лавриненко. В один из дней тренировку проводил Мурсал Каминурович, мы стояли в строю, ждали перекличку. Я называл свою фамилию, он записал – так и закрепился у Тажмакина, о чем ничуть не пожалел. От тренера я получил техничную школу бокса, а сам он был очень порядочным, справедливым и грамотным человеком. То отношение к боксу, которое мне привил Тажмакин, путешествует со мной на протяжении всей жизни. Это умный бокс, техничный, где главная задача – нанести удар и не пропустить его.
После смерти Мурсала Каминуровича трое его учеников: Тулебаев, Кочетков и я переехали в спортинтернат в Степногорске. Конечно, это был стресс… Когда бываю в Костанае, обязательно заезжаю на могилу. Но все же мы двигались дальше, тем более что фундамент для юношеского бокса я получил долговечный. А потом нам с Сергеем Ивановичем Скрипником начал помогать Александр Мирошниченко.
Помню, мы встретились перед поездкой на сборы, где я был капитаном молодежной сборной. Он повез меня покупать инвентарь, затем уже в офисе пили чай, разговаривали, Александр Викторович сказал, что все будет хорошо – будем работать! А через неделю на сборах узнал, что он погиб…
– Как сложилась ваша дальнейшая жизнь и спортивная карьера?
– Из-за сложных отношений с областной федерацией бокса Скрипник ушел с тренерской работы, и я вновь остался «безхозным». В тот самый момент появилось предложение поехать в Калининград, оно поступило от бывшего рудничанина Сергея Кудрявцева, который уже жил там. Его стиль бокса пришелся мне по душе, да и у нас выстроились хорошие отношения. С ним я стал чемпионом России, в финале победив Сергея Ковалева – будущего чемпиона мира среди профессионалов. Съездил на чемпионат Европы, где боксировал в первом бою с украинским боксером Александром Усиком. Тогда уступил ему по очкам в довольно-таки конкурентном бою. Затем стал финалистом Кубка мира в Ханты-Мансийске, победителем многих международных турниров. Было в моей карьере очень много достойных соперников, можно сказать, крутых. Я благодарен и признателен им за опыт. Последний раз дрался по профессионалам в Бельгии с хорватом. Часто выезжаю в Европу, помогать в спаррингах, сотрудничаю с промоутерской компанией Заурленд. Зачастил в Ригу – профессиональный бокс набирает там хорошие обороты.
– Чем занимаетесь на карантине?
– До пандемии дел было много, но пока выездные мероприятия приостановлены, тренирую детишек. Также веду взрослые коммерческие группы. На сегодня я, как говорится, играющий тренер. Когда решится вопрос с границами, думаю продолжить драться. Желание есть, а тренерская работа никуда не денется.
– Как давно были в родном городе?
– Два года назад. Здесь у меня остались родители, тетя, двоюродные братья. Скоро снова собираюсь в Костанай, хотел приехать еще летом, но не попал из-за пандемии.
– Интересуетесь костанайским боксом?
– Честно говоря, сейчас очень много времени провожу в зале, и следить за развитием бокса особо некогда. Но если вспомнить Дычко, Башенова, Пинчука, Левита – ведь все они получили местную закалку, а работа в сборной и конкуренция сделали свое дело.
– Спасибо!
Елена НОВАК
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77