На портале соцуслуг инвалиды сейчас могут выбрать не только средства личной гигиены, но и индивидуальных помощников, а также соцработников
Такие новшества и изменения вступили в силу с января этого года. На сайте aleumet.egov.kz, помимо обширного спектра средств реабилитации, теперь можно самостоятельно подобрать под свои потребности кресло-коляску, а также выбрать специальные социальные услуги индивидуальных помощников, специалистов жестового языка и санаторно-курортное лечение.
Раньше технические средства реабилитации и часть вышеперечисленных услуг предоставлялись только посредством государственных закупок. На ожидание получения положенной помощи уходило порой до шести-восьми месяцев. Инвалиды не раз отмечали и поднимали вопрос, что тендерная система госзакупок им совершенно не подходит. С каждым годом они все чаще стали жаловаться на ухудшение качества услуг и медицинских изделий. Именно поэтому Министерство труда и социальной защиты населения РК внедрило портал социальных услуг, на который люди с инвалидностью могут теперь заходить сами и работать с поставщиками напрямую. Таким образом, процесс получения услуг сократился до одной-двух недель.
Сначала бы научили…
Но оценить блага цифровизации смогли не все. В Костанайской области проживают 27 750 людей с особыми потребностями, из них восемь тысяч – в Костанае. И как вы думаете, все ли они имеют доступ к интернету, располагают в наличии компьютером и обладают навыками пользования ПК? Конечно, нет. Кстати, для того чтобы пользоваться порталом госзакупок, обязательно нужна ЭЦП.
Со сложностями в освоении сайта столкнулась костанайская колясочница Татьяна Максименко, притом что она компьютером владеет и на достаточно хорошем уровне. Женщина считает, что инвалидов для начала должны были обучить элементарным навыкам работы с порталом, а потом уже начинать внедрять какое-либо новшество.
– Портал заработал в самый разгар пандемии. Понимаю, что никаких глобальных курсов организовать бы на тот момент не удалось, ведь собираться массово запрещалось. Тем не менее сроки реализации проекта такого формата не перенесли и не отсрочили, – отмечает Максименко. – В нашем городском отделе соцзащиты открыли кабинет, в котором специалисты помогают инвалидам получать услуги через портал и попутно обучают, как им пользоваться. Один раз я туда приехала, так там было огромное скопление народа, состоящего из инвалидов и их помощников. Сотрудники соцзащиты, чтобы побыстрее развести эту толпу, работали на портале сами. В такой ситуации об обучении и речи не шло.
Но есть еще варианты помимо соцзащиты. Подсобить инвалидам в освоении портала помогают в ОО «Үміт-Надежда», для этого в организацию даже закупили новые компьютеры и ноутбуки. Всем желающим объясняют, как получить ЭЦП через egov.kz, без которой сегодня шагу не ступишь и на портал не зайдешь.
– Я не скажу, что сам на портале все понял с первого раза, кое-что можно было упростить. Среди инвалидов ведь есть престарелые люди, далекие от компьютеров. Как они справляются без нас, не знаю, но насчет себя могу сказать, я – активный пользователь, работать через портал мне не сложно. Если какие-то вопросы и появляются, всегда есть кто-то умнее меня, к кому можно обратиться, – говорит инвалид-колясочник Вадим Бурлаков.
Кроме того, сейчас во всех регионах, в акиматах каждого района и села, отделах соцзащиты и других госучреждениях созданы уголки самообслуживания. Они оснащены компьютером с доступом в интернет. Там же должен находиться консультант либо сотрудник учреждения, который поможет человеку с инвалидностью сделать заказ на портале социальных услуг.
– В нашем Департаменте в марте откроется проектный офис ADALDYQ ALAŃY. Его главная цель – помочь людям с особыми потребностями разобраться с порталом, – отметила руководитель отдела по контролю в сфере социальной защиты населения Департамента комитета труда, социальной защиты и миграции по Костанайской области Асия Сейтбаталова. – Наши специалисты и по домам ходят. Мы готовы объяснить и показать все, что нужно, в любое время, консультируем онлайн.
Но одно дело, когда тебе подскажут, какую лучше выбрать инвалидную коляску, а другое – человека, который должен будет помогать тебе элементарно передвигаться или сходит за хлебом в магазин.
«Не буду, не хочу…»
Инвалидам по индивидуальной программе реабилитации положены помощник и социальный работник. Первый отвечает за передвижение, проще говоря, сопровождает. Второй помогает по дому, готовит еду, убирается, пишет письма, оформляет документы. Список специалистов на портале тоже есть, можно выбрать любого, вот только удастся ли «подружиться» с незнакомым человеком?
– У меня с этим процессом все сложилось хорошо, есть свой давнишний индивидуальный помощник, которого я попросил зарегистрироваться на портале как поставщика услуг. Это, кстати, может сделать любой желающий помогать, – поделился Вадим Бурлаков.
В роли поставщика на предоставление услуг индивидуального помощника на портале могут числиться лица, предоставившие документ об отсутствии судимости и справку от нарколога и психиатра. На этом все. По идее, регистрируясь здесь, человек должен понимать, что помогать ему придется людям с ограниченными возможностями, с непростыми диагнозами и потребностями.
– Мне лично не везет с индивидуальными помощниками. Главная их обязанность – сопровождение. Выход из дома всегда начинается с переодевания, верно? И у здоровых, и у болеющих людей. Так вот, приходит ко мне помощник, я прошу помочь одеться, а мне в ответ – не буду, не хочу, не обязан, – сетует Татьяна Максименко. – Чего только не наслушалась и не увидела я за это время: и калекой меня обзывали, не стыдясь обидеть, и пьяные приходили. Одни просили поставить им по восемь часов рабочего дня, только чтобы получить больше зарплату. Кто-то приходил на день и пропадал вместе с деньгами, ничего мне так и не купив. Часто, приходя на знакомство, выбирали между мной – колясочницей – и незрячим инвалидом, говоря, что его проще за руку водить, чем меня тягать. Честно, слыша такое прямолинейное объяснение, я плакала.
В Департаменте и отделе соцзащиты разводят руками, но повлиять на установленные нормы не могут.
Тем не менее по причинам, описанным выше, Татьяна решила отказаться от услуг индивидуального помощника, а взамен ему оформила на маму пособие по уходу. Такой расклад женщина посчитала более честным, несмотря на то, что ее родитель – пенсионерка и плохо передвигается. Теперь Татьяна планирует сама найти человека, который бы ей помогал, и платить ему зарплату по факту. Пришел – помог – получи зарплату.
– Но проблема в том, что оформить пособие я могу только на родственника, а кроме мамы у меня никого нет. Что делать, когда ее не станет? – вопрошает женщина. – Почему-то государство считает, что я могу работать, учиться, приносить пользу обществу, а распорядиться самостоятельно 48 тысячами тенге, за которые никто работать не хочет, мне нельзя!
Эта сумма рассчитана в качестве зарплаты человеку за ежедневный уход за инвалидом: без выходных, праздников, больничного, пенсионных отчислений – социального пакета нет никакого. Как и нет договора. Он достигается в устном порядке. Собственно, отсюда и все беды. Помощник не связан никакими договорными обязательствами, никак не замотивирован в материальном плане…
Так к чему мы говорим обо всем этом? На портале должны быть не просто люди, грубо говоря, с улицы, а специалисты, которых отбирают и обучают, платят достойную зарплату, тем самым мотивируют работать с непростой категорией людей, которым также нужна поддержка, опека и забота. А сейчас там «ищут работу» сторонние люди, которые зачастую даже не сострадают людям с ограниченными возможностями.
К слову, ситуацию с Татьяной Максименко в городском акимате знают, все ее, и не только, вопросы и жалобы фиксируются. Благодаря таким внимательным гражданам и их замечаниям, портал социальных услуг постоянно дорабатывается и модернизируется, ведь само внедрение информационной системы «Портал социальных услуг» предусмотрено в рамках Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни людей с инвалидностью. Хочется верить, что этот план, действительно, заработает в полную силу.
Полина ШКАРУБО
Фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77