О том, как десантник стал одним из лучших мукомолов области
Его офицерская выправка чувствуется во всем – в фигуре, словах, движениях. За его плечами 40 прыжков с парашютом, годы службы в российской армии и уже два десятилетия в сельском хозяйстве на Костанайщине.
Как бы ни манила его небесная синь, но гены отца-агрария все же дали о себе знать и, заметим, принесли свои заслуженные результаты. ТОО «Атамекен-Дос», директором которого является Мухтар Мамедович, – это гарант стабильности и качества, о чем говорят многие партнеры предприятия.
На кукурузнике на целину
Наши корни из грузинского села Алгети. Оттуда в 1965 году на целину в Казахстан приехал мой отец. Попал прямиком в только что созданный совхоз «Буревестник» Наурзумского района. Тогда этого легендарного зерносовхоза (ему не было равных по площади во всем Советском Союзе – прим.авт.) еще и в помине не было, одна сплошная степь. Почему именно Наурзум? Папа ехал сюда целенаправленно. Он работал в Грузии механизатором, очень любил растениеводство, да и какой-то заманчивой ему показалась далекая страна с необъятными просторами. Необустроенность на новом месте его не пугала. Папа любил труд и всегда говорил, обыгрывая это слово, что бояться трудностей не нужно. Их нужно решать и преодолевать! Кстати, он же в «Буревестник» прилетел на кукурузнике, потому что в то время туда даже дороги еще не было. Собственно, папу можно по праву считать одним из основателей совхоза, его первым жителем. А довелось ему работать под началом замечательного человека, личности неординарной и уникальной по сегодняшним меркам – директора Николая Григорьевича Козлова. Ведь именно ему принадлежала идея разбить совхоз «Буревестник». Отец начал работать простым механизатором, потом его карьера пошла в гору. Стал бригадиром, засевал 36 тысяч гектаров земли при общем объеме посевных площадей совхоза 120 тыс. га. Папа был передовиком и настоящим трудоголиком. Да разве просто так награждают орденом Ленина? Изначально папа приехал сам, а когда уже обосновался, то перевез нашу маму. В «Буревестнике» родились я и мои старшие братья – Ахад и Вахид. Мы с детства бывали с папой на полях, видели, как выращивают хлеб. Но я рано уехал из родного дома, мне все же по душе было небо (улыбается), и после 8 класса поступил в Карагандинскую военную спецшколу. Оттуда перешел в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное училище. Служил в российской армии, был инструктором по воздушно-десантной подготовке. В 1997 году пришлось по семейным обстоятельствам оставить службу и вернуться в Наурзум. Спустя два года вместе со старшим братом Ахадом образовали ТОО «Атамекен-Дос» и начали заниматься мукомольным производством. Средний Вахид связал свою жизнь с работой в правоохранительных органах. Папа, к сожалению, до нынешних дней не дожил. Умер в 1993 году. Мамы не стало в 2011-м. Но мы до сих пор связаны с «Буревестником». Здесь сохранился наш родовой дом. Да и по большому счету, когда начинается посевная и уборочная пора, мы там проводим все основное время.
Бизнес с нуля
Сеяться мы начали на 100-200 га (при нынешних – 25 тысячах). Потом поехали в Россию и привезли мини-мельницу. На тот момент в районе работала только государственная мельница, которая была построена еще в советское время. Наша мельница, производительностью 25 тонн зерна в сутки, стала первой частной. Занявшись переработкой зерна, мы параллельно расширяли земли под пашни и занялись животноводством. Начали с десяти голов КРС. Сейчас у нас 1500 голов и 500 лошадей. Животноводство, к сожалению, приносит наименьшую прибыль из всего нашего производства. Скот мы сдаем живым весом на мясокомбинаты. Открывать колбасный цех смысла нет – бешеная конкуренция на местном рынке, да и россияне поджимают.
И в 90-е, и в нынешнее время стараемся работать только на собственные средства. Мы с детства были приучены отцом искать выходы из самых трудных ситуаций. Прибегаем ли к субсидиям? Как-то хотели, но бумажная волокита отбивает все желание. Казалось бы, есть хорошие программы господдержки, но они остаются действенными только на словах.
В 1976 году Мамед Оджахвердиев был награжден орденом Ленина
Конкуренты и своя ниша
Конкуренция, безусловно, есть, и она очень сильная. И с каждым днем ее становится все больше, но мы удерживаем своих клиентов за счет стабильности, качества и надежности. Основные клиенты ТОО – афганцы. С некоторыми работаем уже более 15 лет. На афганский рынок в год уходит до 80 тысяч тонн нашей муки. Отгружаем муку по Казахстану в Таджикистан. Маленький процент уходит в Узбекистан, Россию, Кыргызстан. Пытались наладить поставки в Азербайджан и Грузию, но слишком дорогая логистика. И азербайджанцам, и грузинам выгоднее и удобнее географически закупать муку из Украины. Хотя грузины были в восторге от качества нашей муки и высшего, и первого сорта, но еще раз повторюсь, что доставка очень затратная.
Из тех, кто начал с нами в одно время и дошел до сегодняшнего дня – это ТОО «Асалия», ТОО ROMANA. Никаких мучных сговоров между нами нет (смеется). У нас очень много мельничных комплексов в регионе, и мы просто замучаемся друг с другом сговариваться. Каждый занимает свою нишу и получает свои прибыли. Узбекистан, конечно, сегодня нам всем перебивает картину, заходя на казахстанский рынок с дешевой мукой из нашего же сырья. А дешевая мука потому, что там государство субсидирует логистику. Там дешевая электроэнергия, рабочая сила. А у нас нынче большая проблема с кадрами, очень сложно найти хороших специалистов по всем позициям. При этом средняя зарплата на нашем производстве – 160-170 тысяч тенге.
Мощность нашего мельничного комплекса – 500 тонн в сутки, после реконструкции будем производить до 800 тонн. Надеемся завершить ее до начала нынешнего сезона, который у нас обычно начинается в сентябре и длится до декабря включительно. Год на год не приходится, но сезон 2020-2021-й мы отработали стабильно, даже несмотря на пандемию.
Наша родина!
«Меньше слов – больше дела» – это девиз моего отца, которому я следую по жизни и теперь учу соответствовать ему своего сына Орхана. Мечтаю, чтобы он поступил в МГИМО. Радуюсь школьным успехам своих двух дочерей, хотя при этом сам к наукам не тяготел (улыбается), но с военными дисциплинами у меня всегда было отлично. Три раза в неделю по вечерам играю в хоккей. В «Буревестнике» в свое время была очень сильная хоккейная команда. Любовь ко льду – с детства. Сейчас вот всей семьей готовимся к главному празднику тюркских народов – Наурызу, а в Азербайджане он называется Новруз байрамы. Супруга проращивает пшеницу – сямяни, что символизирует обновление природы, зарождение новой жизни. На столе в праздничные дни обязательны наши национальные сладости – пахлава, шекербура.
Откуда появилось название ТОО? Придумали быстро. Атамекен переводится как «земля предков», дос – друг. Для нашей семьи Казахстан стал родным домом, где мы не только родились, выросли, но и построили свои семьи, обрели друзей, причем разных национальностей. А что еще нужно для счастья?
P.S.: в 2017 году Мухтар Мамедович был награжден высшей наградой Ассамблеи народа Казахстана – золотой медалью «Бiрлiк». В 2020 году по линии «Нур Отан» получил медаль «Халық алғысы», оказав гуманитарную помощь пострадавшему от наводнения населению Мактааральского района Туркестанской области.
Зульфия НАБИЕВА
Фото Абиля ДОЩАНОВА
и с сайта “Костанай и костанайцы”
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77