Антимонопольщики не допустили увеличение тарифов на 66 млрд тенге в регионе
Тарифы на тепло, воду и электричество находятся в компетенции Департамента Комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК по Костанайской области. Именно от них в какой-то мере зависит, сколько потребитель будет платить из своего кошелька за коммуналку.
Руководитель Регионального департамента Акан Ташпанов ответил на вопросы «НК».
– Прошел месяц, как тариф на электроэнергию для казахстанцев подорожал на 15%. Как сообщил вице-министр энергетики Кайрат Рахимов, изначально рост предельных тарифов прогнозировался на уровне 36%, но в ходе обсуждения был снижен.
– Действительно, утверждение тарифов на производство электрической энергии согласно Закону РК «Об электроэнергетике» относится к компетенции Министерства энергетики. Да, 30 марта 2021 года Министерством внесены изменения в предельные тарифы на электрическую энергию энергопроизводящих организаций (станций) с вводом их в действие с 1 апреля 2021 года. При этом каждый раз, когда растет цена на станциях, соответственно растет цена и у тех, кто снабжает электроэнергией регионы. В нашем случае это ТОО «Костанайский ЭнергоЦентр» для большинства районов области, в Житикаринском районе – ГКП «Житикаракоммунэнерго», в Лисаковске – ГКП «Лисаковскгоркоммунэнерго», в Рудном – ТОО «Рудненская ЭнергоКомпания», в Аркалыке, в Жангельдинском, Амангельдинском районах – КГП «Костанайюжэлектросервис». Если посмотреть динамику на примере станции АО «СевКазЭнерго», где ТОО «КЭЦ» покупает энергию, то можно констатировать факт роста цены станции в октябре 2019 года на 3,4%, в июле 2020 года – на 25%, с 1 апреля 2021 года – на 20,41%. При этом стоимость цены у станции АО «СевКазЭнерго» является средней – 10,09 тенге/Квтч, по Казахстану – 10,03 тенге/кВтч с учетом повышения цен у всех. При изменении цены станции изменяется тариф и у энергопередающих организаций, таких как АО KEGOC, ТОО «МРЭТ», ТОО «ЭПК-Форфайт», ТОО «ЭПК-Атика». Данные организации несут так называемые технические потери электроэнергии, которые они закладывают в свой тариф. Таким образом, поскольку в цене электроснабжения предусматриваются затраты на покупку, транспортировку и снабжение электрической энергией, изменение любой составляющей структуры влечет изменение цены на электрическую энергию для конечных потребителей.
На сегодняшний день уведомления об изменении предельных цен в Департамент не поступали, но мы ожидаем поступления после того, как станции предъявят счет на оплату приобретенного товара. В настоящее время можно отметить, что действующий тариф ТОО «КЭЦ» для населения составляет 17,16 тенге. Это тариф уровня 2015 года (17,15 тенге за кВтч). Со своей стороны хотелось бы отметить также, что уполномоченным органом ведется политика тарифной тишины по регулируемым услугам. К сожалению, стоимость выработки электрической энергии не подпадает под наше регулирование, и мы вынуждены констатировать факт изменения цены на публичных слушаниях по электроснабжению. Вместе с тем, в случае поступления уведомлений субъектов, каждое из них будет тщательно рассмотрено, и мы не допустим необоснованного повышения цен на электрическую энергию для потребителей области.
– Акан Амантаевич, как вам удается усмирять аппетиты коммунальщиков?
– Если кратко в цифрах, то в прошлом году в Департамент поступило 204 заявки на утверждение тарифов и тарифных смет от 49 субъектов естественных монополий (40 заявок по теплоснабжению; 15 – по передаче электрической энергии; 112 – на услуги водоснабжения и водоотведения; 36 – на изменение тарифов на услуги по предоставлению подъездного пути). Кроме этого, мы рассмотрели порядка 190 отчетов по исполнению тарифных смет. В 2019 году поступило более 150 заявок на утверждение тарифов от 54 субъектов естественных монополий. Сам процесс тарифообразования состоит из нескольких этапов – представление заявки на утверждение тарифа, рассмотрение, проведение публичных слушаний и лишь потом утверждение тарифа. Заявленный субъектами естественных монополий в 2020 году рост предполагал от 12% до 274%, нашим Департаментом не допущены пожелания субъектов увеличить тариф на сумму более 66 млрд (!) тенге. Вот и делайте выводы, как приходится нам усмирять аппетиты. В противном случае цены на услуги были бы значительно выше. Поэтому тарифы для населения в 2019, 2020 годах и на 2021-й оставлены без повышения и даже были снижены, за исключением электроснабжения.
К примеру, тарифы на питьевую воду и стоки в городе Костанае были утверждены еще в 2015 году. Среднеотпускной тариф на услуги водоснабжения на нынешний год составлял 154 тенге/м3 без НДС, в том числе для населения – 108 тенге/м3. В настоящее время сниженный среднеотпускной тариф с начала 2021 года опустился до отметки до 127 тенге/м3 без НДС, в том числе для населения – до 68 тенге/м3 без НДС. Таким образом тариф на услуги водоснабжения для населения снижен практически на 37%! Подчеркну, что тариф для населения практически вернулся к уровню 2016 года (69,93 тенге/м3 без НДС).
Аналогично и по услугам водоотведения. Здесь снижение для населения с ранее утвержденного с 85,36 тенге/м3 без НДС составило до 54,96 тенге/м3 без НДС.
– Как достигается снижение тарифов?
– За счет пересмотра источников финансирования, изменения стоимости закупаемых стратегических товаров, а также перераспределения нагрузки по тарифу на бюджетные организации. К примеру, возьмем тариф на тепло в Костанае. Ранее утвержденный в 2014 году среднеотпускной тариф на 2020 год составлял 7 545 тенге/Гкал без НДС, в том числе для населения – 4 866 тенге/Гкал. В прошлом году удалось достичь показателя 7 120 тенге/Гкал без НДС, в том числе для населения – 4 210 тенге/Гкал. В нынешнем году нашим ведомством рассмотрен новый предельный тариф по теплу на 2021-2025 годы. В результате был утвержден предельный уровень среднеотпускного тарифа на текущий год – 6 970 тенге/Гкал (без НДС), ниже от действующего тарифа на 2,1%. При этом тариф для юридических лиц и населения был снижен на 8% – с 4 210 тенге/Гкал до 3 873 тенге/Гкал. А ведь это уровень тарифа, который был в Костанае в 2014 году. Тариф для населения тогда составлял 3696,29 тенге/Гкал.
Кроме того, в настоящее время нашим Департаментом проведена совместная работа с прокуратурой области по снижению действующего тарифа для населения на 3% – с 3 873 тенге/Гкал до 3 755 тенге/Гкал. Это также коснется юридических лиц и бюджетных организаций.
– Есть ли санкции?
– Конечно. Департамент проводит анализ качественного исполнения предусмотренных в тарифе смет и, в случае если субъект не докажет, что он действительно использовал эти средства по назначению, то мы применяем такую меру, как временный компенсирующий тариф (тариф, в котором исключены суммы, не подтвержденные субъектом документально). В 2019 году за неисполнение тарифных смет были применены такие меры к 74 субъектам по 97 услугам на общую сумму 647,6 млн тенге. По итогам проведения анализов в 2020 году, за неисполнение тарифных смет были введены временные компенсирующие тарифы 48 субъектам по 82 услугам на общую сумму 595,8 млн тенге. Кроме того, с целью ответственного и качественного исполнения тарифных смет помимо снижения тарифов Департамент применяет административное процессуальное законодательство.
– Тарифы на комуслуги – это одна из львиных долей семейного бюджета.
– Да, это так. Но в то же время хотелось бы обратить внимание на изменения цен на рынке в 2020 году. Взять даже информацию с официального источника – сайта Комитета по статистике РК. За 2020 год (декабрь 2020 г. к декабрю 2019 г.) цены на продовольственные товары увеличились на 11,3%, непродовольственные товары – на 5,5%, платные услуги – на 4,2%. В сфере жилищно-коммунальных услуг тарифы по Казахстану на вывоз мусора повысились на 20,5%, электроэнергию – на 6,5%, холодную воду – на 1%, горячую воду – на 0,7%, а на центральное отопление снизились – на 2%, канализацию – на 1,4%. В целом инфляция по республики составила за 2020 год – 7,5%.
При этом тарифы для населения на тепло и водоснабжение не только не увеличились, а были снижены до уровней тарифов 2014 и 2016 годов.
– Есть ли толк от проводимых публичных слушаний?
– Главной целью проведения публичных слушаний является гласность и прозрачность процедур тарифообразования. На публичных слушаниях субъект раскрывает причины изменения тарифа для общественности, заявляет проектный рост тарифа, публично защищает свои интересы. При проведении так называемых ежегодных пресс-туров мы приглашаем всегда всех желающих принять участие в этом деле, но по факту это не вызывает большого интереса у СМИ, горожан, потребителей либо общественников.
– Ситуация с «КазГазТранс Аймаком» разрешилась?
– В конце прошлого года мы изучали вопрос оплаты услуги за подключение к системе газоснабжения. Были и возмущения со стороны самих потребителей. Мы с этим согласились и также пришли к выводу, что данная услуга могла быть оказана бесплатно. Чтобы разобраться в этой ситуации, мы направили запрос в КПФ АО «КазТрансГаз Аймак». Однако газовики отказались предоставить нам какую-либо информацию, сославшись на то, что это не входит в компетенцию Департамента. К тому же они убедили в этом и суд первой инстанции. Не согласившись с этим, мы направили ходатайство в прокуратуру области. Наш апелляционный протест был рассмотрен, в результате суд признал КПФ АО «КазТрансГаз Аймак» виновным по ст. 462 ч.1 КоАП РК. В последующем Департамент инициировал проверку по жалобе потребителя, однако КПФ АО «КазТрансГаз Аймак» отказал в предоставлении информации в ходе проверки, тем самым оказал воспрепятствование проведению проверки (проверка снята с учета как не проведенная), о чем и был составлен административный материал, по результатам которого филиал привлечен к административной ответственности по ст. 462 ч.1 КоАП РК. В начале года Департамент вновь направил запрос о предоставлении данной информации субъекту и снова получили отказ. Но уже в этом случае судом наша позиция была поддержана и дело прекращено, в связи с чем мы направили ходатайство в прокуратуру области о принесении апелляционного протеста.
КПФ АО «КазТрансГаз Аймак» – не единственное предприятие, на которое жалуются граждане. С начала года на основании жалоб на ГКП «КТЭК» проведены четыре проверки, по результатам которых выявлено нарушение порядка начисления оплаты за услуги по теплоснабжению. Общая сумма неправомерного начисления составила 493 371 тенге. Внесено предписание, указанные суммы возвращены потребителям.
Аделина ТОКБАЕВА,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77