Многие горожане уже освоили это приложение. Рассказываем о нем подробнее
«Ашык» – это система, специально разработанная во время пандемии для беспрепятственного функционирования объектов бизнеса. Оно призвано «защитить» заведения от людей, нарушающих карантин в связи с болезнью.
Если заведение присоединилось к системе «Ашык», то вход туда возможен только после проверки клиента приложением. Оно интегрировано с общей базой ПЦР-тестов и показывает, является ли человек носителем вируса. В будущем, с 1 июля, планируется подключить систему к паспортам вакцинации.
Если человек сдал ПЦР-тест и он оказался положительным, то после ввода своего ИИН в приложение и сканирования QR-кода можно увидеть красную кнопку. В таком случае администратор заведения должен сообщить о нарушении домашнего карантина в департамент санитарно-эпидемиологического контроля. К слову, каждый check-in фиксируется и поступает в ДСЭК.
В Костанайской области к системе «Ашык» по состоянию на 16 мая уже присоединилось около 130 объектов бизнеса: рестораны, театры, компьютерные, фитнес и боулинг-клубы, ДЮСШ, бильярдные.
Корреспонденты «НК» проверили, как работает данное приложение, и пообщались с администраторами заведений-участников системы.
На входе в ресторан Bavaria висит инструкция и QR-код для авторизации в системе и, соответственно, входа в заведение. Регистрируемся по номеру телефона, вводим свой ИИН, сканируем код и видим свой результат. У нас – синий: он не предписывает отграничения на посещение объектов.
Этот код у посетителя обязательно должен проверить администратор заведения.
– Мы на той неделе присоединились к системе. Просим всех посетителей скачать приложение и сделать check-in, – рассказал сотрудник ресторана Bavaria. – Когда сканируешь, запрашивает ИИН, с чужого телефона это сделать не получится. В основном у всех синий статус, «желтых» и «красных» не было. Но нас ходят проверяют.
В пресс-службе Палаты предпринимателей «НК» пояснили, что если у заведения меньше 20 check-in в неделю, то туда выходит проверка.
Теоретически возможно, что предприниматель может пропустить больного человека в заведение, но на практике это вряд ли случится: во-первых, он подвергает себя, персонал и других посетителей опасности, во-вторых, каждый check-in фиксируется. За пропуск инфицированного последует наказание.
На входе в фитнес-клуб «Спарта» инструкции нет, но тренер уже в зале объясняет всем новоприбывшим, что надо «провериться» через «Ашык». Старички об этом знают и без проблем проходят проверку.
– Мы перешли на эту систему 2-3 недели назад. Сначала крупные клубы подключились, потом мы подали заявку, – рассказал тренер Кирилл Жарких. – Всем клиентам говорим, что надо скачать приложение. Никто не возмущается. «Желтых» и «красных» у нас еще не было.
Недавно к системе подключился и первый кинотеатр в Костанае – Zodiac cinema. По «Ашыку» также работают областной русский и казахский драмтеатры, кукольный театр, филармония. Полный список можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Подробнее о статусах:
«Красный» статус – ограничение передвижения, соблюдение строгого режима домашней изоляции.
«Желтый» – частичное ограничение передвижения, то есть пользователь обозначен в базе данных ПЦР как контактный: разрешены посещения продуктовых и хозяйственных магазинов, аптек не далее 500 метров от места, где пациент соблюдает режим домашней изоляции.
«Синий» – для данного статуса нет ограничений в передвижении, кроме мест, где ПЦР является обязательным (например, в аэропорту).
«Зеленый» статус обозначает, что ограничений в передвижении нет и данный пользователь обозначен в базе данных как прошедший ПЦР-
тестирование с отрицательным результатом на COVID-19.
В пресс-службе Палаты предпринимателей напоминают, что проверить свой статус можно заранее. Для этого необходимо зайти на сайт http://ashyq.kz/ и просканировать нейтральный QR-код.
Также сейчас продолжается формирование списка желающих участвовать в проекте. По всем вопросам касательно приложения Ashyq можно обратиться в по телефонам: 8 7142 394208 и 8 777 268 47 08.
Татьяна НАЗАРУК
Фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77