Костанай и костанайцы

Выйти из круга агрессии

Как в Костанае спасают женщин и детей от бытового насилия?

Традиционная модель советской семьи – муж-начальник и кроткая жена, не смеющая ослушаться супруга, – плавно перетекла в современное казахстанское общество.

Порой традиция беспрекословного послушания женщины деформируется и превращается в настоящую тиранию. Многие молчат десятилетиями и терпят. Самое страшное, что страдают и дети. Но так быть не должно. Если семейная жизнь не заладилась, муж бьет, шантажирует, унижает, нужно бежать от такого суженого и не бояться разрывать с ним отношения, которые, как показывает жизнь, ни к чему хорошему в большинстве случаев не приводят.

Все мы родом из детства

С 2018 года спасением для женщин, которые остались один на один со своими проблемами, стал приют для жертв бытового насилия.Его адрес строго засекречен, чтобы пострадавшие чувствовали себя в безопасности. Сюда попадают либо через полицию, либо напрямую, обращаясь в приют по телефону доверия 8 (7142)53-22-25.

В этом году учреждение наконец заработало в полную мощность, все 30 мест уже заполнены, но потребность гораздо выше. Приют работает в рамках госсоцзаказа отдела занятости и соцпрограмм акимата Костаная, а реализует его ОО «Казахстанская ассоциация по половому и репродуктивному здоровью». Директор приюта – Нина Косюк. Она здесь и управленец, и психолог. Весь ее день проходит в консультациях постоялиц Центра и других женщин, которых в приют не берут, но помогают им психологически. Причем специалисты работают не только с женщинами, но и с их детьми и даже мужьями-тиранами, которые одумались и решили спасать семью. Пострадавшие живут в приюте до шести месяцев: их кормят, одевают, предоставляют юридические услуги и психолога.

Нина Косюк рассказывает, что сегодня повсеместно встречаются разные виды насилия: физическое, сексуальное (в том числе и над детьми), экономическое (когда выставляют из квартиры и лишают средств к существованию), а также психологическое. Почти всегда женщины поступают в приют, как правило, с малолетними детьми. Треть мест занята именно ими.

– Когда у тебя на руках один ребенок, а за спиной стоит второй, то как ты дашь отпор тирану? Тогда женщины выбирают принести себя в жертву, лишь бы не остаться на улице, – говорит Нина Борисовна. – Я не сторонник того, чтобы сохранять семью в такой ситуации. Ребенку лучше жить в спокойной обстановке, чем в полной, но ТАКОЙ семье. Дети, кстати, от нас никогда не хотят уходить, потому что здесь никто не дерется и не кричит.Потом мы получаем ответную реакцию от учителей: дети становятся более спокойными, начинают учиться. А когда дома скандал, ребенок думает только об этом. Он не знает, кто виноват и на чью сторону встать. Это для него тяжело психологически.

Откуда берутся истоки агрессии? Нина Косюк и ее коллега, психолог приюта Ольга Раабе, говорят, что причины стоит искать в детстве. Возможно, родители не проявляли любовь друг к другу и ребенку, а тот, став взрослым, впитал в себя именно такую модель поведения. Может, ребенка гнобили, и он обозлился. Чтобы быть «выше» других, в том числе и показать свое «я» перед партнером, он предпочитает тактику нападения и унижения. Когда есть заниженная самооценка и неуверенность в себе, это почти всегда ведет к агрессии.

– Причем это касается не только мужчин, но и женщин. Подобное притягивается подобным, как известно. Кого может притянуть женщина с заниженной самооценкой? Только такого же, – уверена Нина Косюк. – Соответственно, в таких отношениях будет ревность, унижение, физическая агрессия. Но на чью-то сторону я не могу встать, потому что в проблеме всегда виноваты оба. Мы всегда притягиваем к себе то, чего боимся. Женщины с синдромом жертвы сами выводят своих мужчин на агрессию. Это происходит на уровне подсознания. Наши психологи как раз с этим работают, чтобы выявить и искоренить причины такого поведения. Ну и никто не отменял стокгольмский синдром – женщины скучают по своим мужчинам-тиранам и часто к ним возвращаются. Они попадают в круг агрессии и не могут из него выйти. Играют роль еще и установки общества: лучше так, чем одной. Многие попадают к нам во время декрета, когда им некуда пойти и они финансово зависимы.

Нередко причиной разлада в семье становятся родственники. Психолог Ольга Раабе рассказывает, что уже сталкивалась с несколькими такими случаями. И как только супруги начинали самостоятельную жизнь, все менялось в лучшую сторону.

– К нам обращалась женщина из поселка, она жила вместе с мужем и свекром, – рассказывает психолог. – Последний постоянно командовал над сыном: скажи ей то, пусть делает так, ты не мужик что ли? Чтобы показаться мужчиной, супруг помыкал женой. Начались ссоры. Когда женщина попала к нам в приют, он задумался и понял, что был не прав. Наша постоялица, уже бывшая, умница, потому что вернулась к мужу с условием, что они будут жить отдельно. Так и получилось. Теперь у них все хорошо.

Ольга Раабе считает, что все женщины, которые не побоялись обратиться за помощью в такой ситуации, по-настоящему сильные. Если они решились на этот шаг, то жизнь уже не будет прежней.

Звонок спасения

Полиция для недопущения фактов насилия тоже принимает меры: после того, как Глава государстваКасым-Жомарт Токаев в начале этого года поручил расширить численность сотрудников, работающих именно по направлению противодействия семейно-бытового насилия.

– Насилие против женщин лишает их полноценного участия в жизни общества и оказывает негативное влияние на институт семьи. Решение этого наболевшего вопроса возможно только общими усилиями госорганов и неправительственных организаций, – отмечал в своем выступлении Президент страны. – Ключевая роль здесь отводится специальным подразделениям МВД по защите женщин и детей от насилия, созданным еще в 1999 году. Они должны быть эффективным звеном взаимодействия полиции с гражданским обществом. Однако в свое время их штатная численность была сокращена почти наполовину, причем в тех регионах, где наиболее часто фиксируются факты бытового насилия.

Спустя три месяца штатные единицы появились в каждом городе и районе области.

– К своим обязанностям приступили 19 инспекторов полиции по защите женщин от насилия. Они принимают заявления, оказывают юридическую, психологическую и социальную помощь потерпевшим, – сообщили в Областном департаменте полиции. – На сегодня имеются определенные рычаги воздействия на семейных дебоширов,позволяющие проводить с ними индивидуальную профилактическую работу.В частности, можно выписать защитное предписание и вплоть до месяца запретить лицам, от которых исходит угроза применения бытового насилия, контактировать с потенциальными жертвами.В случае нарушения ограничения правонарушителю грозит адмответственность вплоть до ареста на пять суток. Кроме того, в судебно мпорядке им могут быть установлены особые требования к поведению срасширенным перечнем запретов и ограничений.

Если вы подверглись домашнему насилию, нужно звонить на 102 или набрать номер группы по защите женщин от насилия управления местной полицейской службы 8 (7142) 55-81-29.

Снимите розовые очки

Председатель областного ювенального суда КарлыгашШармухаметова говорит, что за период пандемии фактов семейно-бытового насилия стало больше примерно на 25%, в частности на 20% увеличилось количество именно тяжких преступлений в семье. И, к сожалению, закон сегодня домашних тиранов исправить никак не может: максимум наказания для них – предупреждение, штраф или 10 суток ареста за повторное нарушение. Разве это кого-то исправит?

– Считаю, что после ареста такие люди становятся еще озлобленнее, – подчеркивает Карлыгаш Шармухаметова. – Когда по осени говорили о Законе «О противодействии семейно-бытовому насилию», граждане нашей страны приняли его негативно. Хотя там предусматривается социальная реабилитация тиранов, судьям дается право направить их на лечение от алкоголизма или к психологу. Сейчас же системной работы с такими людьми нет. Казахстанцы высказались против, ссылаясь на то, что органы опеки могут прийти и забрать ребенка. Но и сейчас у них есть такие полномочия, они прописаны в Кодексе «О браке и семье». Но если соседи за стенкой бьют ребенка, почему мы должны молчать? Об этом надо заявлять!

За детей сейчас особенно страшно: наметилась тенденция увеличения числа уголовных дел, связанных с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних. Часто тиранами для девочек выступают родные отцы. Классический пример семьи, в которой может произойти беда: мать пьет и живет с сожителем, который тоже выпивает или вышел из тюрьмы. Дети в такой семье уходят на второй план. Когда мать на работе, отчим может делать все что угодно.

– Но бывают случаи, на первый взгляд совсем безобидные: к примеру, отец при определении порядка общения с дочерью настаивает на ночевках, – рассказывает судья. – Перед этим психолог проводит исследования при помощи рисунков и устанавливает, что у девочки не все в порядке с сексуальной сферой. Позже выясняется, что отец склонял ее к насилию, поэтому и настаивал на ночевке. Такое дело мы рассматривали несколько лет назад.

Сейчас в уголовном суде находится дело по изнасилованию 17-летней девушки отчимом. ЧП произошло в Амангельдинском районе и стало достоянием общественности в феврале этого года. Чуть ранее похожая ситуация произошла в Лисаковске: от отчима забеременела 12-летняя девочка.

Стоит ли продолжать? А недавно в уголовном суде вынесли приговор группе лиц, убившей домашнего тирана в п. Щербаково. Мужчина годами издевался над своей женой, которая приходится сестрой одному из убийц. Вся деревня об этой ситуации знала, но предпочитала не вмешиваться в дела семейные. Будем дальше молчать?

Татьяна НАЗАРУК,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77