Социум

Производители просят государство взять под контроль экспорт зерна

Костанайские мукомолы говорят, что если этого не сделать, стоит ждать повышения цен на хлеб, муку, макаронные изделия и корма

А также уменьшение поголовья КРС и МРС. В этом году свою роль сыграла и засуха. Урожай зерна ожидается меньше традиционных объемов, и большую его часть надо оставить для переработки на внутреннем рынке. В этом вопросе без господдержки не обойтись.

Традиционный сбор пшеницы в Казахстане составляет 11-12 млн тонн зерна. В этом году сказались экстремальные погодные условия, и по прогнозам страна ожидает 8,5-9 млн тонн зерна. Это, как минимум, 3 млн тонн недобора. Внутреннее потребление составляет около 5 млн тонн, все остальное, 6-7 млн тонн, экспортный потенциал. Из-за засухи он сократился до 3-4 млн тонн. И, конечно, трейдеры захотят увеличить его за счет внутреннего потребления.

Мукомолы Костаная занимают ведущее место в стране по переработке зерна – около 30%. И поэтому они уже сейчас бьют тревогу.

– Предприятия Казахстана могут перерабатывать 10-11 млн тонн, но по факту всего 3-4 млн тонн. Мельницы не загружены на полную, многие комплексы и вовсе простаивают, – поясняет коммерческий директор ТОО «Бест Костанай» Олег Куртвапов. – Но если мы хотим есть недорогой хлеб, сдерживать цены на мясо, яйца, птицу, избежать падежа скота, как в западных регионах Казахстана, где мельницы стоят и кормов нет, государство должно взять под контроль экспорт зерна. Мы ни в коем случае не говорим, что его надо запретить. Но сейчас на внешних рынках сложилась спекулятивно выгодная для экспорта сырья ситуация. Вся Центральная Азия из-за засухи сидит с недоборами зерна, и страны готовы платить за наше сырье хорошие деньги. Мы должны не допустить вывоз всего зерна на экспорт, государству надо сработать с опережением.

Союз зернопереработчиков Казахстана видит выход из этой ситуации. Он предлагает пойти по пути России, которая ввела плавающие пошлины на экспорт зерна. Соседи еще весной предлагали Казахстану присоединиться к этому механизму, но правительство Казахстана до сих пор не приняло решение.

– Мы должны перерабатывать зерно у себя в стране, – подчеркивает Куртвапов. – Это позволит создавать рабочие места, платить налоги, зарплаты, бизнесу нести социальную ответственность. Сейчас же заниматься переработкой невыгодно.Спекулятивные цены на зерно на внешнем рынке разогрели цены и на внутреннем. Результат: мельницы стоят, все дорожает. Например, хлеб с начала года подорожал на 6%, и это не предел.

Что же позволят сделать плавающие пошлины на экспорт зерна? Например, нормальная цена на зерно 200 долларов за тонну. Она дает возможность крестьянам окупить производство и трейдерам получить свой доход. А во время спекуляции цена подскочила до 400 долларов за тонну. И при таком раскладе трейдеры готовы вывести все сырье за границу. Так вот, при плавающих пошлинах, из завышенных 200 долларов 70% должно уходить в бюджет государства, которые потом пойдут на дотации аграриям.

– А если аграрии продают зерно мельничным комплексам для переработки, государство к адекватной стоимости зерна добавляет субсидии крестьянам. Всем выгодно: производство работает, животноводы обеспечены кормами, хлеб не дорожает, крестьяне получают свою прибыль, государство – налоги. Мы должны развивать внутреннюю переработку, это продовольственная безопасность, – констатируют костанайские мукомолы.

Сейчас же ситуация сложная. Многие мельничные комплексы простаивают, а некоторые и вовсе закрылись. На рынке цена на зерно, в зависимости от качества, 95-105 тенге за тонну. В то же время на внутреннем рынке России зерно стоит 65-70 тенге за тонну, зерноперерабатывающие предприятия загружены. В Казахстане же цены на сырье не падают из-за высоких экспортных цен. И зернотрейдеры уже объявили, что после уборки урожая снижения цен не ожидается. Закуп зерна будет вестись по 100 тенге за тонну и выше.

– Мы обратились к правительству с просьбой принять срочные меры. Крайний срок – середина сентября. Если этого не сделать, то трейдеры скупят весь урожай и отправят на экспорт, – говорит Олег Куртвапов. – Конечно, зерно можно привезти из России, но на него сразу ляжет ввозной НДС и в результате дешевым оно для нас не будет. К тому же сейчас мы уже вывезли все зерно из приграничных областей России. А везти из дальних регионов очень дорого.

Сейчас мукомолы кормят весь Казахстан благодаря наработанным объемам. Но запасы не безграничны. И если никаких мер не будет принято, цены поползут вверх. И не только на хлеб и муку, но и на мясо, яйца, птицу. Вся надежда на правительство и их правильные действия.

Ольга ГОРАЙ
Фото из открытых источников


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77