Не нужно искать никаких статистических данных, чтобы понять, что в нашем областном центре за последние два года стало намного больше машин. Парковки и стоянки всегда заполнены, а на улицах в часы пик образуются пробки. Но, по всей видимости, это далеко не предел
Местные жители сообщают корреспондентам «НК» о том, что в автосалонах нет машин, а если появляются, то их раскупают как горячие пирожки.
– Я прошелся практически по всем автоцентрам города, машины в салонах стоят, но их мало, и все они, как указано на табличке, «уже нашли своего владельца», – рассказывает житель Костаная Артур Гарифуллин. – Так как мне нужен автомобиль, пришлось его заказать. Менеджер рассказал о всех характеристиках транспортного средства, предоставил на выбор цветовую палитру и все оформил.
Костанаец ждал своего железного коня чуть более двух недель и ему еще повезло. Автомобиль тщательно проверили, брака не было.
Связаться с руководством автосалонов или со специалистом, работающим со СМИ, оказалось не так просто. Автодилеры предпочли либо отмолчаться, либо обещали дать ответы только после присланного запроса. Меж тем наши коллеги из informburo.kz провели свое расследование и выяснили причины автодефицита. Как оказалось, затруднения начались еще в марте 2020 года. Из-за грянувшей пандемии коронавируса, повлекшей закрытие межгосударственных границ, осложнился транзит автомобилей и запчастей из Японии и Кореи через Китай. Здесь скопились сотни контейнеров с пунктом назначения в Центральной Азии, России и других странах СНГ…
Перед выходом материала нам все же дали исчерпывающий ответ в группе компаний «Автодом».
– Пандемия наложила свой отпечаток, в том числе и на автомобильную промышленность. В прошлом году страны начали закрывать границы, автомобильные заводы останавливали работу в разное время и на разные сроки. Из-за этого случалась нехватка деталей, вставали конвейерные линии. Но пик очередей и дефицита на наиболее популярные модели пришелся на лето 2021 года, – рассказала «НК» руководитель отдела маркетинга «Автодома» Ольга Ли. – Дело в том, что автомобили выпускаются по определенному плану в соответствии с производственным циклом, туда же входят и «летние каникулы» на заводах, отчего в это время объемы производства традиционно ниже обычного. Другая важная причина – острая нехватка полупроводников. В мире не так много заводов по производству микрочипов, а за последние годы эта сфера переживает не лучшие времена: кризис в системе грузоперевозок, пожар на предприятии в Японии… Этого оказалось достаточно, чтобы объемы производства резко сократились.
Ольга Ли подчеркивает, что прекратить производство легко, а запустить его обратно уже гораздо сложнее, особенно когда смешались плановые и вынужденные простои (два месяца карантина в 2020-м), поэтому многие заводы до сих пор не вышли на полную мощность.
– В 2021 году машин стало меньше, но они есть. Производители автомобилей уже наращивают производство и скоро окончательно оправятся. Это можно проследить по количеству новых и обновленных моделей, которые поступают в наши автосалоны. Сейчас мы фиксируем стабильный покупательский спрос, который чуть выше уровня прошлого года, но без какого-либо взрывного ажиотажа. Рост реализации сдерживает дефицит новых машин, без которого продажи наверняка были бы заметно выше, – сказала собеседница.
На вопрос, почему в настоящее время увеличился спрос на автомобили, Ольга Ли ответила, что среди факторов, способствующих увеличению спроса как на новые, так и на автомобили с пробегом, можно назвать боязнь инфляции, отказ от отпуска за границей в виду сложившейся эпидемиологической ситуации и решение инвестировать свои финансы в движимое имущество.
Слова руководителя отдела маркетинга группы компаний «Автодом» подтверждают данные Ассоциации Казахстанского автобизнеса (АКАБ): в нашей стране, как и во всем мире, сохраняется дефицит автомобилей и высокий спрос на них.
– Автопром страны продолжает испытывать трудности из-за дефицита машинокомплектов и ограничения поставок по транзиту казахстанских грузов через Китай, – сказано на сайте АКАБ.
При этом за семь месяцев текущего года производство автомобилей в РК выросло на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С конвейеров сошло более 47 тыс. транспортных средств, общая стоимость этой техники свыше 371, 4 млрд тенге.
Только костанайский завод «СарыаркаАвтоПром» с января по июль 2021 года произвел 28,6 тыс. автомобилей таких брендов, как JAC, Chevrolet, KIA, Renault, LADA, UAZ, SAZ, MAN.
По итогам семи месяцев Chevrolet возглавляет десятку брендов. Только в июле в стране было продано 3094 легковушки. Это рекордный показатель!
Местный производитель решил воспользоваться пиком популярности этой марки и выпустил первую партию новых кроссоверов Chevrolet Tracker. Здесь трехцилиндровый двигатель и 125 лошадиных сил.
– Спрос на кроссоверы растет. Мы уверены, что Chevrolet Tracker будет пользоваться успехом благодаря высокому уровню оснащения и доступной цене в Казахстане. Старт продаж будет объявлен в ближайшее время, – сообщила пресс-служба «СарыаркаАвтоПром».
Валерия ВАХНЕНКО
Инфографика Алексея МАЦАРИНА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77