Больше месяца назад редакция поднимала тему законности взимания с посетителей объектов общепита платы за обслуживание
Комитет по защите прав потребителей заявлял, что это недопустимо, потому что услугу «обслуживание» невозможно заказать без заказа еды и напитков. Однако ни в одном из законов мы не нашли запрета на это.
Руководитель костанайского департамента по защите прав потребителей Мурзахан Ерканов рассказал «НК», что в нашем регионе каких-либо прецедентов, связанных с недовольством посетителей кафе и ресторанов взиманием платы за обслуживание не было. Нет и прямого запрета на установку процентов за работу официанта ни в Законе «О защите прав потребителей», ни в Гражданском кодексе.
– Нет также и установленного порога: предприниматель может сделать хоть 5, хоть 10%, хоть 20%. Ключевую роль здесь играет публичная оферта – указание в меню процента за обслуживание. Человек предупрежден об этой надбавке, и, если он платит, то соглашается с этими условиями, – отмечает Мурзахан Ерканов. – В Гражданском кодексе есть ст. 395, там как раз и упоминается понятие «публичная оферта», этим наши рестораны и пользуются. Также в Законе «О защите прав потребителей» прописано, что стоимость услуг должна быть указана в тенге, однако по законам той же публичной оферты клиента уведомляют, что стоимость обслуживания указана в процентах. Если же человек не знал о каких-либо доплатах, это нарушение прав потребителя. Он имеет право не платить.
Согласно ГОСТу 30389- 2013 «Услуги общественного питания», рестораны и кафе должны предоставлять услуги обслуживания. Получается, что в стоимость блюд уже заложена работа официанта. Если в заведении берут еще надбавку за обслуживание, выходит, что за одно и то же клиент платит дважды.
Теперь мы разобрались, что обслуживание навязыванием дополнительных услуг не считается, зато настойчивые предложения продавцов в магазине купить еще что-нибудь, столь необходимое для основного товара, являются нарушением.
Одним из таких ярких примеров, говорят в ДЗПП, является покупка автомобиля. Человек готов заплатить указанную цену, но вдруг ему заявляют, что он должен к этой машине докупить ряд дорогостоящих устройств, которые не входят в комплектацию и не относятся к предмету сделки.
– В этом случае Закон «О защите прав потребителей» всецело на стороне покупателей: ст. 28 запрещает обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), – отметили в ДЗПП. – Кстати, согласно Предпринимательскому кодексу РК, реализация (приобретение) товара с принудительным ассортиментом относится к недобросовестной конкуренции, ответственность за которую предусмотрена КоАП РК.
Если вы столкнулись с такими навязчивыми предложениями или условиями, вы можете обратиться с претензией к продавцу. Предприниматель обязан рассмотреть ее и в течение 10 календарных дней представить письменный ответ. Если вы его не получили, вы вправе обратиться в департамент по защите прав потребителей.
Татьяна НАЗАРУК
Карикатура из интернета
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77