Здравоохранение

Сеть костанайских аптек «Забота» начала свою историю в 1994 году

Зарождение известного костанайского бренда произошло в самом что ни на есть историческом месте – на бывшей ул. Повстанческой, где ранее располагалось купеческое хозяйство, а ныне – библиотека им. И. Алтынсарина

Повстанческая (Касымханова), 74А – адрес, который числится за компанией уже 27 лет.

Здание аптеки по стилю оформили как историческое

Это сегодня мы знаем «Заботу» как крупную аптечную сеть с возможностью заказать лекарства на дом и попасть на прием к нужному врачу, минуя поликлиники и медцентры. А когда-то Владимир Шаблов, учредитель и генеральный директор нынешнего ТОО «Забота Company LTD», начинал с открытия ветеринарной аптеки, покупал первые компьютеры для учета лекарств и не знал, что ждет фармацевтическую отрасль в самостоятельном плавании после распада СССР.

Смущала приставка «ВЕТ»

В 1994 году в Костанае открылась одна из первых ветеринарных аптек под названием «Ветсервис+». Она до сих пор и располагается по ул. Касымханова, 74А. На выбор направления бизнеса повлияла профессия отца Владимира Шаблова – он в свое время работал ветеринарным врачом. Место, где открылась первая аптека, тоже нельзя назвать случайным.

– По рассказам старожилов, ранее всю эту территорию занимали дворовые постройки и различные объекты купеческого хозяйства, – рассказал «НК» Владимир Шаблов. – После революции тут, в том числе, были и гаражи, и управление сельского хозяйства, и некоторые из подразделений ветеринарной службы области. Когда мы приобрели этот участок, занялись реконструкцией, но постарались сохранить исторический облик и адаптировали здание под нас. В этот же год, 1994, была открыта и первая фармацевтическая аптека.

После распада СССР государственных аптек не стало, и дорогу себе начали прокладывать частники. К 2003 году в Костанае уже насчитывалось 10 аптек сети «Забота», а на сегодня их число выросло до 37 по всей области.

Директор по продажам ТОО «Забота Company LTD» Татьяна Жиловская вспоминает, как пришла работать в компанию 19 лет назад и застала время стремительного развития и перемен фармацевтической отрасли.

Татьяна Жиловская работает в «Заботе» уже 19 лет

– Под знаком «Ветсервисплюс» мы проработали до марта 2008 года, а затем решили сделать ребрендинг и разделить две отрасли: ветеринарные аптеки остались в ТОО «Ветсервисплюс», а «человеческие» отошли в ТОО «Забота Company LTD», – рассказывает Татьяна Жиловская. – Мы ведь являемся организацией здравоохранения, и каждый раз, когда налаживали новые контакты, всех смущала приставка «Вет», поэтому мы решили идти своим путем.

На начало 2000-х пришелся бум развития фармацевтических сетей, и все старались идти в ногу со временем. Однажды настал тот момент, когда вести учет препаратов на бумаге стало невозможно. Тогда «Забота» решилась на покупку первого компьютера. Внедрение тогдашней «цифровизации» безболезненно не прошло.

– Мы в те годы еще счетами пользовались, фиксировали все в блокнот, – смеется Татьяна Александровна. – При мне ставили первые компьютеры, мы тогда прямо-таки принудительно переводили фармацевтов на специальную розничную программу. Они этого так не хотели! Для них компьютер в начале нулевых был чем-то вроде ракеты. А сегодня фармацевт выполняет сразу три роли: свою главную – знать все дозировки лекарств, условия их хранения и применения, быть врачом, разбирающимся в анатомии человека, чтобы помочь клиенту в решении его проблемы, и экономистом, который должен правильно выбить чек и все посчитать.

Татьяна Жиловская говорит, что компьютеры в начале пути развития «Заботы» даже стали своеобразным рекламным ходом для привлечения клиентов: люди тогда сильно удивлялись, что в аптеке появился компьютер, и фармацевты обслуживают теперь «не как обычно».

С тех пор компьютерам уже никто не удивляется, а вот правильный подход и понимающее отношение фармацевтов ценят. Эти принципы своим работникам стараются прививать в «Заботе». Собственно, отсюда и название.

– К нам ведь клиенты как к своему доктору приходят. Нужно иметь чувство сострадания, потому что люди просят решить их проблему, – подчеркивает спикер.

Перепутала номер

Сеть аптек «Забота» первая среди костанайских фармкомпаний внедрила услугу доставки лекарств на дом. Татьяна Жиловская мечтала об этом еще шесть-семь лет назад, но воплотить идею в жизнь получилось только три года назад. Сложность заключалась в организации и логистике доставки. К счастью, вскоре появились и мобильные кассовые аппараты, которые позволили без проблем оплачивать покупки на месте. Потом появился и фармацевт «на выезд», и транспорт для доставки. На первых порах эта услуга была убыточной, но бросать затею не хотелось, учитывая, как порой людям нужна помощь.

– Еще до того, как у нас получилось организовать доставку, к нам в аптеку позвонила пожилая женщина. Она перепутала номер, уже и не помню, куда она звонила, а попала к нам, и просила привезти ей лекарства в больницу, – вспоминает Татьяна Жиловская. – Она так плакала: дети в Германии, муж умер… Я тогда просто купила ей все необходимое за свой счет и отвезла. Долго не могла забыть тот случай, и потом стала искать возможность помогать таким людям с доставкой лекарств. Сейчас ведь такая жизнь суматошная: и здоровые люди порой не успевают элементарно зайти в аптеку даже после работы, потому что они возвращаются в 10-11 вечера. Круглосуточных аптек у нас очень мало, в нашей сети их всего две, а заболеть ведь можно и ночью. Скорую помощь не всегда дождешься, потому что вызовов уйма, но можно дотерпеть до утра и позвонить нам.

С прошлого года доставка «Заботы» действительно работает как скорая помощь: приезжает фармацевт в защитном костюме и передает нужные лекарства. В пик пандемии, пришедшийся на лето 2020 года, препараты и вовсе заканчивались: заказы отменяли поставщики, оптовики, дистрибьюторы, даже заводы, потому что они не справлялись с объемами ажиотажного спроса. Доставлять было просто нечего.

– Сегодня врач и фармацевт как инь и ян: врач назначает, а фармацевт подбирает и отпускает. Когда человек выходит от врача, ему нужно обязательно что-то купить, чтобы вылечиться, – говорит Татьяна Жиловская.

Они все «наши»

Еще одна фишка «Заботы» – врачи разных направлений. Без преувеличения можно сказать, что многие именитые и опытные специалисты собрались в «Заботе». Таким образом решается весь цикл проблем клиентов: прийти на прием – купить лекарство – выздороветь.

– Мы поняли эту потребность, потому что видели, как люди из города и районов не могли попасть к хорошим врачам, которые работали только в стационарах, – объясняет Татьяна Александровна. – Когда специалисты стали искать кабинеты для частных приемов, мы их предоставили. Со временем желающих разместиться на нашей территории стало так много, что мы специально начали подыскивать помещения с большой площадью. Сегодня по всей области у нас принимают порядка 50 врачей, 26 из них разместились в Костанае.

С недавних пор в «первой» аптеке на Касымханова появилась своя кофейня

С 2003 года в «Заботе» прием вели всего три специалиста. Первыми, как помнит Татьяна Жиловская, были гинеколог Нина Гавриловна Порывай и дерматовенеролог Татьяна Ивановна Петрова. Их, как своих коллег, компания «Забота» с почестями провожала на пенсию, потому что считает «своими».

– Думаю, что мы собрали у себя золотой состав, – говорит наша собеседница. – Теперь мы достигли такого уровня, что к нам в команду просятся сами. В резерве у нас сейчас сильные онколог и уролог-онколог, но пока для них нет мест.

Аптеки «Забота» разрослись уже по всей области: Костанай, Аулиеколь, Боровское, Карабалык, Лисаковск, Рудный, Федоровка. Порой в районах нет своих фармацевтов, тогда туда приходится направлять молодежь. И из этого иногда получаются такие истории!

– Девчонки наши не хотят в деревни, мол, все женихи же здесь, в городе, – смеется Татьяна Жиловская. – Недавно на полгода в Карабалык мы направили нашу Лерочку, она еле как согласилась. Через три месяца у меня появляется возможность ее забрать в город. И что вы думаете? Она не хочет в Костанай, потому что нашла там свою вторую половинку. Ребята поженились и уже перебрались в город. Аналогичный случай у нас был в Федоровке: наш фармацевт уехала туда два-три месяца назад и теперь тоже не планирует возвращаться. Как в работе, так и в жизни: все надо делать вовремя. И к врачу обратиться, и подлечиться, и воспользоваться данным судьбой шансом. Кто знает, как все обернется завтра?

Татьяна НАЗАРУК,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77