Образование

Можно ли предупредить трагедию? – интервью с костанайским школьным психологом

Одна из основных целей работы школьного психолога – увидеть изменения в поведении учеников

Новость о суициде восьмиклассника в Алматинской НИШ подорвала доверие к школьным специалистам.
Республиканские СМИ писали, что причиной такого поступка подростка стала беседа с психологом по поводу надетой юбки. Стоит отметить, что официального доказательства данного факта нет, сейчас следствие выясняет, что произошло на самом деле.

Тем не менее доверие к специалистам пошатнулось. Общество стало задаваться вопросами: в чем вообще заключается работа психологов в школе, как они сегодня взаимодействуют с детьми, в чем им помогают. Чтобы найти ответы, «НК» встретился с призером областного этапа республиканского конкурса «Лучший психолог года» Әйгерім Ғалымқазы. Специалист уже 11 лет работает в общеобразовательной школе №20 имени М. Хакимжановой.

– В НИШевской трагедии главным фактором произошедшего многие считают именно предмет одежды – юбку. Для нашего населения такой шаг парня, даже в шутку, до сих пор не приемлем. Скажите, если ребенок идет наперекор общепринятым нормам, например, ярко красит волосы или отращивает длинный хвост, должны ли психологи как-то реагировать на самовыражение школьника? В вашей практике встречались подобные случаи?

– Да, мы обращаем внимание на любые внешние или поведенческие изменения школьников, ведь это могут быть последствия каких-либо проблем, неразрешенных ситуаций. Соответственно, нужно выяснить причины такого поведения ребенка, естественно, без какого-либо давления.
У нас в школе какого-то яркого самовыражения во внешнем виде у детей не наблюдается. Ребята носят школьную форму, которая утверждена в учебном заведении и не отходят от этого.

– По какому поводу к вам чаще всего обращаются школьники? В чем состоит ваша основная работа?

– В первую очередь мы оказываем психолого-педагогическую помощь детям, учителям и родителям. Со школьниками я провожу профориентационную диагностику, которая помогает разобраться в их способностях. Помогаю с решением семейных проблем или связанных с учебой, разбираю отношения между одноклассниками.

Еще одна задача школьного психолога – консультирование родителей и учителей. Причем вопросы, с которыми взрослые обращаются ко мне, могут быть разными. Мамы часто приходят, чтобы узнать, хорошие ли у ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у него трудностей с адаптацией, если, например, ученика только перевели к нам в школу.

Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка, это может быть развод родителей, смерть кого-то из близких, то мать или отец также рассказывают об этом мне. Психолог должен быть в курсе всех проблем, которые могут возникнуть у школьников. Это позволит внимательнее следить за поведением детей и быть готовым оказать им поддержку в любой момент.

Обращаются ко мне и учителя за помощью, например, для разрешения конфликтов с учениками. Или же советуются, как лучше наладить контакт с новичками.

В целом деятельность школьного психолога направлена на сохранение психологического здоровья школьников.

– Можно ли по поведению ребенка определить, что у него есть проблемы дома или что-то беспокоит? Один из способов диагностики – анкетирование, оно помогает выявить тревожность или проблемы у детей?

– Человек всегда каким-либо образом дает знать о том, что у него что-то не так. Например, может измениться поведение с активного на пассивное, или успеваемость упадет, значит обязательно стоит обратить внимание на этого ученика.

Классные руководители мониторят социальные сети учеников. Картинки, музыка, группы, на которые подписан ребенок, – все это яркие показатели состояния школьника.

В своей практике мы активно применяем тестирования. Именно благодаря им можно выявить проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны. Но сейчас многие родители к таким опросам начали относиться негативно, усматривают в этом незаконный сбор информации. Поэтому хочется еще раз акцентировать внимание, что мы проводим только те анкетирования, которые разрешены МОН РК. Все данные в них конфиденциальны. Конечно, отвечать или нет, делать это искренне или дурачиться – право ребенка.

– За последний год общественность потрясли нападения на российские школы так называемых стрелков. Молодые люди целенаправленно шли убивать, при том, что их поведение ранее оценивали как нормальное. Можно ли в поведении школьника обнаружить зачатки будущей агрессии?

– Наверное, нет. Потому что такая озлобленность на весь мир складывается из разнообразных жизненных ситуаций и проявиться может неожиданно. Конечно, все начинается с обстановки в семье. Один из стрелков сам говорил, что ненавидел свою мать по ряду причин. В школе его никто не обижал, но выплеснуть агрессию он решил именно на других детей, потому что они беззащитны, как и он. И когда эмоции достигли края, произошел взрыв, и стрелок пошел на этот отчаянный шаг.

– Могут ли фильмы и игры повлиять на формирование жестокости ребенка? Родители сегодня переживают из-за нашумевшего сериала «Игра в кальмара», ее смысл в том, что проигравшего и оступившегося ждет смерть. Но ведь и раньше были игры, в которых присутствовала жестокость, например, «войнушки». Даже в мультфильме «Том и Джерри» мышь била кота наковальней и издевалась над ним. Не одно поколение выросло на подобных играх и мультфильмах, и ничего…

– Заметьте, в мультфильме «Том и Джерри» не было крови, и процес убийства не показывали. У фильма «Игра в кальмара» есть возрастное ограничение 18+, и оно придумано не просто так. Конечно, после просмотра дети не пойдут убивать, но важно понимать, как ребенок воспринимает информацию, которую видит. Он может просто неосознанно копировать игру и все. Родители должны проконтролировать этот нюанс. Поговорить с детьми, спросить, какие чувства они испытывают, когда смотрят сериал, как понимают действия людей в кино – хорошо это или плохо? Запретить смотреть и не повторять игры не получится, ребенок все равно сделает это. Например, через друга, или найдет другой способ и будет только хуже. А через месяц выйдет новый жестокий фильм, на это мы повлиять не можем. Но беседы в таких случаях обязательно стоит проводить.

Фактов игр по принципу нашумевшего сериала в нашей школе я не замечала. Мы стараемся вести активную работу по грамотности в Сети и кибербулинге.

– Какие советы вы можете дать родителям современных детей?

Просто любите своего ребенка и принимайте таким, какой он есть. Так чадо вырастет уверенным в себе, у него все будет получаться в учебе, увлечениях. Нужно сделать так, чтобы в трудной ситуации он пришел и доверился именно вам.

Справка

В СШ №20 Әйгерім Ғалымқазы работает со средним и старшим звеном. Вдохновилась профессией, будучи ученицей школы-интерната им. Алтынсарина, хотела быть похожей на своего школьного психолога Розу Жангилиеву. В старших классах писала научные работы, занимала места. После окончила пединститут и пришла работать в школу.

Әйгерім Ғалымқазы в скором времени поедет на республиканский этап конкурса «Лучший психолог года» защищать честь области. Кстати, делает она это уже во второй раз, в 2017 году заняла третье место.
Главная особенность конкурса – обмен психолого-педагогическими идеями, проектами, результатами творческой деятельности психологов организаций образования.

Полина ШКАРУБО,
фото предоставлено Әйгерім ҒАЛЫМҚАЗЫ


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77