Пятиэтажку сдали в июле 2021 года, тогда мы побывали на вручении ключей 120 хозяевам
В доме №48 поселились представители социально незащищенных слоев населения: инвалиды, неполные и многодетные семьи, дети-сироты из числа очередников, нуждающиеся в жилье из государственного жилищного фонда.
Строительством социального дома занималось ТОО «Экспо-Транс». В пятиэтажке 60 однокомнатных, 30 двухкомнатных и столько же трехкомнатных квартир.
Аренда осуществляется с припиской «без выкупа». Может быть, кого-то смутит это условие, но это не значит, что жилье выдается на время, и его могут забрать в любой момент. Жить в квартире от государства можно хоть всю жизнь, главное – вовремя продлевать договор. Жилье, естественно, нельзя сдавать и наживаться на этом. Раз стояли в очереди, значит вы в нем нуждаетесь, так что будьте добры – живите.
Сумма за аренду формируется на основании статьи 97 п. 1 Закона РК «О жилищных отношениях». Ее устанавливает местный исполнительный орган в соответствии со специальной методикой. В Костанае эта цена не превышает 10 000 тенге, все зависит от квадратуры: чем она меньше – тем ниже платеж.
Комуслуги и налоги также оплачивает сам наниматель. Счетчики оформлены на арендаторов, за ПКСК, вывоз мусора и прочее платят сами жильцы. Условия вроде бы такие же, как и у тех, кто живет в своих квартирах. Однако до редакции «НК» дошли слухи о том, что жильцы дома №48 безответственно относятся к имуществу – разбивают окна, ломают двери, мусорят и т.д. Корреспонденты выехали на место, чтобы проверить, так ли это на самом деле.
Прежде всего обратились к участковому Азату Урумбаеву. Он сообщил, что серьезных правонарушений в доме не случалось, но часто поступают вызовы на нарушение тишины, курение в подъездах и шумные тусовки с распитием алкоголя.
– Грубо говоря, здесь проживают неблагополучные слои населения. Есть граждане, которые состоят на учете за воровство и прочие мелкие преступления. Большинство, но не все, конечно, приехали из общежитий, и пока у них не сформировалось представления, что квартира и дом их собственность, а не достояние знакомых, друзей и т.д. Живут толпами, имущество не берегут. Народ отдыхать не умеет, распивают алкоголь, мешают остальным. Выезжаем на вызовы, проводим беседы, – отметил участковый полицейский участка №15 мкр-на «Юбилейный» Азат Урумбаев.
В день нашего приезда было тихо. С виду дом выглядит так же, как и все остальные. Никакого мусора, разбитых бутылок и прочего мы не обнаружили. К слову, как и мусорных баков. Оказалось, что их рядом с пятиэтажкой нет – ПКСК не оборудовал место, куда их можно было бы установить. Поэтому пакеты с отходами жильцы носят в баки соседнего двора, чем доставляют неудобства. Контейнеры быстро переполняются. Об этом нам сообщила жительница дома №48 мкр-на «Юбилейный» Кульжан Ильясова. Женщина провела нас по подъездам, показала свою квартиру и рассказала о проблемах дома. Она из числа активистов, которые хотят жить прилично и в нормальных условиях.
– Домофоны действительно сломаны, но я не знаю, сделано ли это руками жильцов. Доводчиков нет, двери болтаются, постоянно сквозняк, кто хочет, тот и заходит. Выяснила, что договор на обслуживание домофона ПКСК ни с кем не заключил, поэтому они и болтаются, – говорит Кульжан Ильясова.
Дом, кстати, обслуживает ТОО «СК ЖилКомСервис».
Поднимаемся дальше, на лестничных площадках чисто, местами висят графики дежурства, некоторые пролеты намыты до блеска.
– Убираем сами, техничка за время моего тут проживания была лишь раз. Стараемся, чтобы было чисто, но вот оттереть от плитки цемент, оставленный застройщиком, не можем. Понимаю, что дом бюджетный, экономили на всем, но аккуратно ведь можно было сделать, – считает наша провожатая.
Интересно, что некоторые квартиры пустуют. Из-за этого в том числе у жильцов проблемы подключением газа – необходимо, чтобы 80% квартир были заселены, и у них были подготовлены нужные документы.
На пятом этаже обращаем внимание на открытый чердак. В таком состоянии он постоянно. Кульжан Ильясова говорит, что уже несколько раз выгоняла оттуда незнакомых людей.
Кульжан получила двухкомнатную квартиру как мать-одиночка. В квартире светло, чисто и очень тепло, даже жарко.
-С отоплением у нас тоже проблемы, точнее с тепловым счетчиком. Он у нас есть, во всех новостройках теперь они имеются. Но платим мы по тарифу, счета приходят заоблачные. Пыталась выяснить в ПКСК почему так, но ответа ясного так и не услышала, проблему решать не собираются. Застройщик также не реагирует на наши претензии. Вываливающиеся розетки, постоянные сквозняки из окон… Мой кредит доверия был исчерпан, и я пошла жаловаться в акимат. Там мне сообщили, что управлять домом и решать проблемы могут сами жильцы в форме ОСИ или ПТ, так мы и намерены поступить. Дом приходит в упадок. Люди видят, что ничего не решается и не чувствуют ответственности. Здесь не живут люди второго сорта, везде есть несознательные. А у нас есть группа активистов, дом нам небезразличен, и мы хотим жить нормально, – поделилась планами жительница дома №48 мкр-на «Юбилейный» Кульжан Ильясова.
Что касается проблем с застройщиком, то все недоделки ТОО «Экспо-Транс» должно исправить в рамках гарантии. Вот краткий список претензий к компании: дует из всех окон и балкона, плохо закрываются входные и межкомнатные двери (они не входят в косяк), плесень на стенах, дыры в натяжных потолках, неустойчивые ванны, треснутые стекла, “бежит” полотенцесушитель, доступ к счетчикам заблокирован унитазом и т. д.
А на жалобы в сторону ПКСК ответил руководитель ТОО ТОО «СК ЖилКомСервис» Руслан Досанов.
– Дом мы приняли в хорошем состоянии, он ведь новый. Домофон находился в рабочем состоянии, но несколько раз были зафиксированы факты срыва проводов слаботочных систем. Жители, не имеющие ключей, сами их ломают. У нас есть акты, подтверждающие это. Домофонная компания обслуживающая дом №48 есть, в рабочее состояние двери домофона они приводили три раза. Рыночная цена за обслуживание домофона – 400 тенге ежемесячно, мы договорились с подрядчиком на 200 тенге. Но договоры не заключены, так как домофононные конструкции в неисправном состоянии. Следы повреждения руками людей очевидны, нужно собирать деньги на починку, – говорит Досанов.
Что касается ОПУТ, оказывается на счетчиках отсутствуют модемы, в строительном проекте они не предусмотрены, нужно проводить целевой сбор.
-К дополнительному сбору средств, да и к текущей оплате часть жильцов относится недобросовестно, поэтому здесь возникают трудности. По газу также вопрос сложный, так как услуга подключения газа платная. Сейчас производим сбор средств с проблемных жильцов. Понятно, что добросовестные горожане выражают недовольство, но в ближайшее время газификация будет проведена, – пообещал Руслан Досанов.
Для мусора жильцам дома №48 добавили контейнеры у дома №47. Но ведь понятно, что одного бака для 120 квартир недостаточно. Видимо, договоры с ТОО «Тазалык-2012» заключены только на единицу контейнеров.
– В доме есть жители, которые активно участвуют в улучшении жилищных условий, за что им спасибо, но имеются и те, кому все равно. Хочется, чтобы число первых было преобладающим, но пока это не так, – заключил Досанов.
Полина ШКАРУБО
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77