Экономика

Жить станет дороже: грозит ли костанайцам дефицит импортных товаров?

На фоне последних новостей из России казахстанскому потребителю становится не по себе

За минувшую неделю соседнее государство покинули крупные мировые бренды: Asus, Hewlett-Packard, Dell, Apple, Ericsson, L›Oreal, IKEA, Mars, Danone, Nestle, Procter & Gamble и многие другие. Как это отразится на нас?

«НК» поговорил с поставщиками и владельцами костанайских супермаркетов, магазинов электроники и бытовой техники и узнал, что сейчас происходит на местном рынке и чего стоит ждать.

Голодными не останемся

Владелица супермаркетов «Норма» и «Бородинский» Наталья Лапшина рассказала «НК», что на данный момент с трудностями поставки привычных костанайскому потребителю товаров она не сталкивается. У местных поставщиков на складах сейчас есть все продукты. При этом большинство товаров привозят из России.

– Сказать, как долго у нас ситуация будет стабильной, мы не можем, – отмечает Лапшина. – При этом от многих знакомых слышу, что они без проблем заменят на своем столе импортный продукт на отечественный. Например, вместо итальянских спагетти будут покупать казахстанские. Все самое необходимое местными предприятиями производится, голодными мы точно не останемся.

Коммерческий директор супермаркета «Солнечный» Владимир Арланов считает, что о таком возможном развитии ситуации, как дефицит, можно будет говорить только через два-три месяца, когда на складах у дистрибьюторов закончатся запасы.

– Если производители до мая-июня не найдут альтернативных поставщиков сырья и комплектующих, то вполне может возникнуть нехватка товаров, – констатирует Владимир Арланов. – Говорят, по растительным жирам в России сейчас большая проблема. Надо искать другие источники. В ближайшие два месяца на нашем рынке будет все, но вот по какой цене, это уже другой вопрос.
Жизнь продолжится, уточняет собеседник, но станет дороже. Те товары, которые Россия покупает за евро или доллары и поставляет в Казахстан, естественно, в цене повысятся. На стоимость продуктов, произведенных в России, скажется изменение курса. Упаковка, оборудование, комплектующие – все это, как правило, импортное, и оно тоже подорожает.

По самым средним оценкам курсовые колебания для костанайцев выражаются в повышении стоимости продуктов на 10%. Эта цифра, поясняет Владимир Арланов, для нас большая, так как ложится сверху еще и на плановое удорожание.

– У нас цены повышались с учетом уровня инфляции, все поднимают стоимость по графику, исходя из рыночной ситуации. А это уже идет нагрузка сверх нормы, – уточняет бизнесмен.

Из-за конфликта России почти со всем миром были утеряны многие логистические цепочки: так как ни один европейский товар через Россию в Казахстан уже не привезешь, надо искать пути обхода. Это тоже скажется на цене.

– Фрукты мы возили из Европы и Турции через РФ. Бананы шли к нам из Санкт-Петербурга. Они уже подорожали на 53% с начала года, – отмечает Арланов. – Банан – это вообще лакмусовая бумага нашей экономики, потому что это самый импортный товар, который не произведешь ни в Казахстане, ни в России. Повышение стоимости на него отражает реальную степень девальвации нашей валюты. Фрукты и овощи однозначно будут дороже: лук уже стоит 110 тенге вместо 85, повышение на 30%. Что касается украинских товаров, то мы оттуда привозили много видов сыра. На месяц мы успели сделать запас, а дальше, думаю, будем искать замену.

Прогнозировать что-то сейчас, подчеркивает Владимир Арланов, дело неблагодарное, однако «Солнечный» уже определил для себя пик изменения цен: март и апрель и готовится к нему.

– Мы еще пристально следим за ценой на топливо. Если и оно подорожает, то цены снова вырастут, – заключает Арланов.
Как в этом случае можно поддержать покупателя? Сдерживать цену предприниматель вопреки рынку не может. Какой-то выход руководство «Солнечного» видит в организации промоакций на ряд товаров. Большая надежда и на стабфонд, который в такое тяжелое время должен предоставить бизнесу хотя бы некоторые виды товара по фиксированной цене, например, сахар.

Ищем пути обхода

О том, что часть товара теперь придется ввозить в обход России, говорит и Юлия Лапшина, директор ТОО «Корд Плюс», оно поставляет продукты в магазины города. Такая ситуация уже была в 2014 году на фоне того же российско-украинского конфликта, когда нельзя было ввозить украинские товары через Россию в Казахстан. Выход был найден – через Беларусь, а продукцию компании Coca-Cola везли в некоторые регионы из Европы даже напрямую.

– Я вожу товар из России, Беларуси, Грузии, Армении. Если возникнут какие-то проблемы с отдельной продукцией, будем искать выход, – отмечает Лапшина. – Сейчас у кого-то на складах есть европейский товар месяца на три, у кого-то условно на полгода. Но насколько этого хватит в действительности, мы не знаем. Думаю, что местами столкнемся с нехваткой продуктов, потому что границы России закрыты для импорта. Но никто бизнес останавливать не будет, обязательно найдутся решения.

В ТОО «Прима Дистрибьюшн», которое обеспечивает костанайские магазины товарами примерно на 60%, «НК» рассказали, что пока продолжают возить товары, как прежде, и ни с какими изменениями не столкнулись. В крайнем случае, импортную химию и средства гигиены всегда можно заменить российскими аналогами. Потребитель от этого пострадать не должен.

Надо сказать, что когда эмоции после волны заявлений об уходе компаний рассеялись, стало известно, что львиная доля брендов приостанавливает инвестиции в маркетинг и новые проекты, а вот само производство в России работать продолжит.

К числу таких компаний относятся Coca-Cola, Danone (производит детское питание и молочную продукцию), Nestle, Mars (сюда входят все известные шоколадные батончики, а также корма для животных Whiskas и Pedigree), Mondelez (Oreo, Alpen Gold, Milka), Procter & Gamble (Pampers, Always, Tampax, Gillette, Head & Shoulders, Old Spice, Ariel), Henkel (ей принадлежат бренды Persil, Bref, Pril, «Ласка»), Unilever (бренды Dove, Axe, Rexona, «Чистая линия», «Лесной бальзам»).

Угнаться за ростом

Быстрое и ощутимое повышение цен произошло на электронику и бытовую технику. В этом секторе уже в начале марта на многих товарах появились новые ценники.

– 12 февраля я купила 11 IPhone на 128 ГБ комплектации slim box за 359 000 тенге. Оформила покупку через Kaspi. А в начале марта этот телефон продавали уже за 373 000 тенге все на том же Kaspi. Сейчас его цена 383 990 тенге. Я не поленилась, прошлась по магазинам электроники и увидела, что там он стоит 400 000 тенге, – рассказала Виктория Болгердт.

– Давно хотела обновить мелкую бытовую технику и посуду: миксер, тостер, фен, сковороду, сотейник. В феврале присматривала товары на Kaspi и складывала их в корзину, чтобы постепенно все выкупить, – рассказывает Айгуль Мустафина. – Так вот, к концу февраля, после того, как доллар стал расти, цены, на выбранные мной товары, менялись каждый день. Я успела купить лишь фен за 5 000 тенге. Остальное все подорожало на 10% и более. Например, я присмотрела сковороду за 7 000 тенге, сейчас она стоит 9 000, тостер подорожал на 1500 тенге, сотейник на 1800. Я отказалась от этих покупок.

В костанайских магазинах бытовой техники подтверждают, что цены на товары выросли, но заостряют внимание, что не на все. Как говорят в пресс-службе сети магазинов Sulpak, первыми цену скорректировали поставщики продукции Apple. Их товар уже продается дороже на 5-10%. А вот товары фирмы Samsung можно купить еще по прошлым ценам.

При резком скачке цен многих волнует вопрос, почему дорожает товар, который был завезен еще по прежней стоимости?

Представители торговых сетей объясняют это тем, что если не повысить цену на старый товар, возможности купить новый по завышенным ценам не будет. Ведь производители и дистрибьюторы выставляют уже новый прайс, а магазинам бытовой техники остается лишь транслировать цены с учетом логистики. А это еще одна составляющая повышения цен, на этот факт обращают внимание представители всех торговых сетей.

– На стоимость товара также повлияет увеличение цены и срока логистики, – прокомментировала ситуацию в республиканских СМИ руководитель отдела маркетинга «Белого ветра» Яна Новохацкая. – Некоторые бренды из нашего ассортимента завозились из России, казахстанские филиалы этих вендеров (компаний-поставщиков – прим. ред.) контролируются офисами из Москвы. На текущий момент у нас нет четкого понимания по дальнейшему взаимодействию с ними.

Как отмечают специалисты «Технодома», изменится и логистика ввоза товаров из Европы, так как многие маршруты проходили через Россию. И пока выстроится новая цепочка, возможна задержка товаров. Но в компании успокаивают, говорят, что дефицита на рынке бытовой техники не возникнет.

В целом же делать долгосрочные прогнозы не берется никто. На поставки и цены влияет много внешних факторов. Пока товар на полках и складах имеется, цены на него колеблются, реагируют на рынок. Но самое удивительное в том, что вырос и спрос. Костанайцы активно скупают электронику и бытовую технику, несмотря на рост цен.

Татьяна НАЗАРУК,
Ольга ГОРАЙ,
фото авторов


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77