Многие предприятия на грани закрытия, а пиломатериал быстро растет в цене
Предыстория
Цена на обработанную древесину в Костанае стала расти еще весной прошлого года. Напомним, тогда стоимость металла подскочила на 60%, и в качестве альтернативы потребители в строительстве стали использовать более бюджетную древесину. К примеру, вместо металлических профилей в ход пошли более доступные рейки и доски.
На фоне растущего спроса обработанная древесина также стала расти в цене. Так, если в марте 2021 года ее стоимость в Костанае составляла в среднем около 55 000 тенге за куб, то к лету она увеличилась до 110 000 тенге.
Ажиотаж был подстегнут еще тем, что в РФ вышло Постановление о запрете экспорта кругляка хвойных и ценных лиственных пород с 1 января 2022 года. Соседнее государству стало делать упор на внутреннюю переработку и экспортировать готовую продукцию.
Спрос на древесину вырос еще больше, деревообрабатывающие предприятия и застройщики Костаная стали закупать сырье и пиломатериал с запасом.
Между тем именно Костанайская область является одним из крупнейших регионов Казахстана по производству и поставке на внутренний и зарубежный рынки пиломатериалов.
2022 год
С вступлением в силу Постановления РФ о запрете вывоза необработанной древесины многие пилорамы Костаная практически остановили работу. Объемы выработки постепенно стали сокращаться, пока остатки запасов сырья не закончились.
Отдельные деревообрабатывающие компании продолжили работу, но в качестве сырья они вынуждены использовать отечественную древесину, которая не отличается высоким качеством. К примеру, некоторые пилорамы города обрабатывают валежник (деревья упавшие на землю – прим. ред.), которого в местных лесах стало много после урагана 7 апреля 2020 года. Но, по словам специалистов, это сырье оставляет желать лучшего – в нем много сучков, к тому же «мертвые» деревья обжили вредоносные насекомые.
Светом в конце тоннеля для предпринимателей Костаная стало очередное Постановление правительства РФ от 16 марта текущего года «О вывозе отдельных видов лесоматериалов с территории Российской Федерации в государства-члены Евразийского экономического союза». Квота в этом постановлении среди стран ЕАЭС у Казахстана самая высокая и соответствует потребностям отечественного рынка. Объемы поставок сырья на 2022 год для РК составляют 477 497 тыс. кубических метров.
Теперь у костанайских пилорам появилась возможность вернуться к прежнем объемам, однако появилась другая сложность – транспортная. В Постановлении от 16 марта говорится, что вывоз лесоматериалов с территории Российской Федерации осуществляется в Республику Казахстан и Киргизскую Республику только железнодорожным транспортом. Для костанайских деревообрабатывающих предприятий это стало очередным непреодолимым барьером.
Предприниматели отмечают, что железнодорожные перевозки в три раза дороже, чем автомобильные. При доставке древесины в Костанайскую область поездом цена на пиломатериал вырастет еще на 30-40 тысяч тенге за куб.
Один из крупнейших поставщиков сырья Мурат Кенжетаев рассказал, что из-за транспортных ограничений его компания вынужденно простаивает уже четвертый месяц.
– Приобретать древесину через железнодорожные поставки владельцам пилорам экономически невыгодно. Поставлять лесозаготовки грузовыми авто в нынешних реалиях не представляется возможным. Костанайское производство остается без сырья, это может привести к полной остановке предприятий. Люди останутся без работы, бюджет потеряет налоги, рынок будет испытывать острый дефицит. К примеру, на фоне запрета перевозок леса грузовыми автомобилями без работы уже оказались около трехсот костанайских водителей фур. У многих из них непогашенные кредиты и семьи, которые надо содержать, – рассказал Мурат Кенжетаев.
Руководитель деревообрабатывающего предприятия ИП «Тайга» Нурлан Омаров отметил, что и его фирма вынуждена сокращать штат.
– В среднем у нас трудятся около пятнадцати человек, но в связи с дефицитом древесины штат сократился до шести рабочих. Сейчас мы выдаем небольшие объемы из местного сырья, но запасы валежника заканчиваются. Строительный сезон в разгаре, и обеспечить потребности региона наших ресурсов не хватит. Спрогнозировать дальнейшее развитие событий не представляется возможным, – говорит предприниматель.
Владелец одной из пилорам Костаная Вячеслав Соколов рассказал, что его предприятие простаивает уже второй месяц.
– Сейчас мы продаем остатки того, что напилили из последнего закупа. Наши коллеги из России звонят, предлагают закупить сырье, но ценник на вагоны большой, доставка леса железнодорожными путями обойдется дорого. Перекладывать логистические расходы на рядовых покупателей нецелесообразно. Возможно, останутся только крупные клиенты, которым необходимо завершать застройку. Мы находимся в подвешенном состоянии, как сложится дальнейшая ситуация – неизвестно, – поделился бизнесмен.
Предприниматели утверждают, что выход один – разрешить поставку леса автотранспортом.
Проблема общая, решение одно
Президент Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности Казахстана Канат Ибраев рассказал «НК», что логистические сложности испытывают предприниматели и из других регионов страны.
– Группа компаний отечественных товаропроизводителей лесной и деревообрабатывающей промышленности из Восточно-Казастанской области испытывает аналогичные транспортные трудности. В настоящее время мы объединяем все проблемные вопросы деревообрабатывающей промышленности и направляем данные в соответствующее министерство. Ведется работа по ключевым логистическим вопросам с правительством РФ. В начале апреля Бахыт Султанов (министр торговли и интеграции РК – прим. ред.) провел переговоры с коллегами из России. Есть протокольное решение ЕАЭС, где работа в данном направлении также продолжается, – прокомментировал Канат Ибраев.
Спикер рассказал, что для скорейшего решения сложной ситуации деревообрабатывающим компаниям важно сообща говорить о своих проблемах.
– Необходимо больше фактов, чтобы на переговорах наше министерство могло аргументированно сказать о конкретных случаях, когда те или иные предприятия приостановили свою работу, – подытожил эксперт.
Совещание ЕАЭС по вопросам деревообрабатывающий отрасти состоялось в Москве 1 апреля. В протоколе по итогам совещания была отмечена позиция Казахстана по ряду проблем. В частности, по нехватке сырья для производств и критической важности поставок из Российской Федерации для деревообрабатывающей отрасли Казахстана.
Запрет на ввоз леса автотранспортом серьезно пошатнул деревообрабатывающую отрасль Костанайской области. Примерно половина из 100 пилорам региона приостановили работу, рабочие ушли в отпуск без содержания. Когда окончательно будет решен транспортный вопрос, специалисты затрудняются ответить.
Асхат НУРТАЗИН
Фото Владислава ВЫСОЦКОГО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77