Костанай и костанайцы

«Нельзя заставить любить Родину»

Один из опытнейших военруков Костаная размышляет о том, что такое патриотизм, и как воспитывать будущих защитников Отечества

Холодный ветер, предвестник испорченной прически и простуды, встретил меня, как только я спустилась со ступенек автобуса и направилась в сторону Центрального парка. «Нелетная погода для интервью» – пронеслось в голове.

Как оказалось, очень даже «летная» – это подтвердил основатель военно-патриотического клуба «Тайфун», руководитель областной федерации военно-спортивных клубов Казахстана Александр Козлов. За его плечами 20 лет, проведенных между небом и землей. Поверю ему. Он обманывать не станет.

– Александр Иванович, последние два десятилетия вы несете ответственность за судьбы подростков, а когда-то отвечали и за жизни пассажиров. Как вы выбрали небо?

– Сейчас я преподаю в гуманитарном колледже, а там учат библиотечному делу. И вот я спрашиваю студентов: «Понимаете, насколько важна ваша профессия? Вы же можете судьбу человека изменить». В юности я посещал библиотеку, и там работала женщина, которая всегда проверяла, читал ты произведение или нет. «Саша, – говорит, – для тебя у меня есть одна книга, почитай – не пожалеешь». Это был Каверин, «Два капитана». Главный герой там тоже Саня, я маленький ростом, и он. До сих пор помню его девиз: «Маленький прыжок легче сделать, чем большой. Однако желая перепрыгнуть широкую канаву, мы не начнем с того, что половинным прыжком прыгнем на ее дно». Совсем как Александр Григорьев, я мечтал стать летчиком! Начал ходить в авиамодельный кружок, потом в авиаклуб, был такой в моем родном Усть-Каменогорске, в 16 лет первый раз с парашютом прыгнул… А повесть эта до сих пор одна из любимых.

– Как вы оказались в Костанае?

– Захотел летать на большом самолете (улыбается). После того как окончил летное училище, летал на АН-2, и чтобы пересесть на большие самолеты, нужно было выждать очередь. А тут увидел объявление, что в Костанайский авиаотряд требуется пилот. Не жалею, что перевелся сюда, хотя первые впечатления о городе были не самыми лестными. Помню, в 1974 году мы летели в Ульяновск на АН-2 обрабатывать поля и останавливались в Костанае. Городишко грязный, маленький, ЦУМа тогда не было, а выйдешь за областной музей, где раньше размещался Центральный универмаг, и уже видно поля… Тогда я, конечно, не думал, что перееду сюда.

– Вы вышли на пенсию в 40 с лишним лет, как дальше сложилась жизнь?

– А дальше начались тяжелые 90-е. Несколько лет работал на мельнице, а потом, в начале 2000-х, узнал, что в индустриальный колледж требуется преподаватель физкультуры и начальной военной подготовки. Я же все время летал в форме, и здесь форма, мне это понравилось. Еще в Усть-Каменогорске вел занятия в школе юных авиаторов, рассказывал детям про аэродинамику, теорию полета, конструкцию самолета. Так что навыки имелись.

– В это же время и появился «Тайфун» – первый в Костанае военно-патриотический клуб, открытый на базе колледжа?

– Ну, этого названия еще не было, а сама история клуба начиналась с кружка снайперов. Я тогда устроился в автодорожный колледж, и коллеги подсказали: когда-то там действовал тир и стреляли из боевого оружия – малокалиберных винтовок. Загорелся идеей создать кружок, в него записалось много студентов. Правда, когда узнали, что надо сначала наводить порядок, белить – половина сразу отсеялась. Походили 2-3 дня и махнули рукой, думали, что им сразу дадут оружие, научат попадать белке в глаз… И вот 1 февраля 2004 года состоялось первое занятие по стрельбе – с этого дня клуб ведет свой отсчет.

Уже потом съездили в Рудный, познакомились с клубом «Океан», его основателем Владимиром Исаевым. Нас встретили как братьев родных! Тогда же впервые погрузились с аквалангом, а прыжки с парашютом для нас тоже организовали океановцы. В 2007 году пришла мысль позаниматься туризмом, закупили оборудование, начали выезжать. Так клуб набирал мощь, развивался. Одно время он назывался «Кочевник», а с 2010 года, когда я перешел в строительный колледж, – «Тайфун». Так ребята с автодора еще два года в «Тайфун» ходили. Были в нашей истории участие в республиканском слете «Айбын» как лучшего клуба области, поездки на Южный Урал и многолетняя дружба с клубом Кургана, слет военных клубов России в центре «Орленок» (втором после «Артека»). Все же в соседней стране движение военно-патриотических клубов развито сильнее, а у нас больше на бумаге…

 

– Вы ведь учите не только строевой подготовке, стрельбе, туристским навыкам…

– В первую очередь, воспитываю в курсантах коллективизм, чувство локтя и ответственности за товарища. Парням нужно учиться жить в коллективе, это потом помогает во время службы в армии. Я их больше ругаю не за автоматы, а за то, что не захотели прийти на то или иное мероприятие, а на них надеялись. Получается, подвели. Еще очень важна дисциплина: если командир сказал, то нужно выполнить и не спрашивать: «А почему я?». Представьте, что солдат будет задавать такие вопросы во время боя… К дисциплине надо привыкать сразу, это не унижение, это правила победителей.

Воспитываю подростков на своем примере, на примере ребят-курсантов. У нас почти 99 процентов хотят служить в армии, другой вопрос, что идут лишь процентов 70. Остальных не принимают по здоровью. Так вот эти отслужившие парни благодарят клуб за то, что уже готовы к армии. Мы как-то приехали в Тараз на соревнования, а там служил наш выпускник Нурлан Касымов. Пришли к замполиту, чтобы отпросить Нурика с нами. А его при всех бойцах похвалили как лучшего снайпера воинской части, было очень приятно.

– Можно только представить, какой станет казахстанская армия, если как можно больше подростков будут проходить через военно-патриотические клубы.

– Но для этого нужна государственная программа, материальная поддержка, создание мощной базы. Как заинтересовать ребят, многие из которых еще и не вылезают из телефонов, если нет элементарного? На энтузиазме? Простой пример: на недавних областных соревнованиях один из клубов привез с собой ИЖ-38 – эту винтовку производили в 80-х годах в Союзе! В то время как современная винтовка стоит 2 миллиона тенге, но откуда брать такие деньги?

– Какой смысл вы вкладываете в слово патриотизм?

– Сложно описать, ведь это даже не слово, а, скорее, действие. Это, например, когда советские подростки добавляли себе возраста, лишь бы сбежать на фронт – Родину защищать, дом свой защищать. А вот если сейчас, не дай бог, война, наши дети будут сбегать на фронт?… Вопрос сложный.

Патриот, по-моему, это тот, кто готов отдать жизнь за Родину, за свой дом. Вычитал такое выражение: когда семья начинает строить дом, сначала не кирпичи нужно выкладывать, а идею в него вложить. Зачем ты этот дом строишь? В нем должно быть хорошо, в нем обязательно должна быть идея. Тогда дом оживет, будет наполненным, тогда его захочется защищать.
А дом без идеи – это просто строение. И ты убежишь в другой дом, например, в Штаты, где в твоем представлении уютнее. Один знакомый прожил в США полгода и вернулся. Спрашиваю: «Не понравилось?». Оказалось, что менталитет там другой, люди другие – не «наши».

Любить Родину – это не значит: упал на землю и целуй, признавайся ей в любви. Это делать все, чтобы тебе и твоим детям было здесь хорошо. Если вы любите Казахстан, вам надо внести вклад, хотя бы небольшой, сделать так, чтобы здесь было хорошо, а не уезжать.

– Александр Иванович, как в таком случае воспитать патриотов?

– Нельзя заставить любить Родину – любовь приходит сама. Люди становятся патриотами, когда видят, ради чего и кого им защищать свою землю. Поэтому нельзя сказать, что мы взращиваем патриотов, мы лишь помогаем в этом.

– Спасибо вам и с наступающим Днем защитника Отечества!

Елена НОВАК,
фото предоставлено Александром Козловым


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77