Хакимжан в переводе с персидского означает «дыхание, душа, жизнь». Само имя определило судьбу первого профессионального скульптора в Казахстане, создавшего за свою жизнь более трехсот бюстов и памятников
Его работы украшают Третьяковскую галерею в Москве, музей искусств имени Кастеева в Алматы. Вспомним о нашем земляке и узнаем из уст его современников, каким он был человеком.
Вот она, удача!
«Птица счастья прилетела и села к нему на руку» – такое поэтичное выражение есть у казахского народа. Разгадать его несложно – скульптором Хакимжану Есмахановичу помог стать даже не случай, а случаи. Но обо всем по порядку.
Будущий первый профессиональный скульптор нашей страны родился 27 августа 1925 года в ауле № 1 Мендигаринского района Кустанайской области. Он появился на свет в семье бедняка, поэтому с детства художник был приучен к труду.
Хакимжан рано потерял мать. Ракшын умерла в 1934, в том же году мальчик отправился в школу. Там его больше всего интересовали рисование и особенно лепка. Но с началом Великой Отечественной войны пришлось бросить учебу и начать работать пастухом, а позже и в кузнице.
Дни, проведенные в открытой степи, пробудили в подростке романтику, светлую мечту, тягу к прекрасному. А кузнечное ремесло приучило делать своими руками нечто оформленное, заставляя материал подчиняться. Заниматься скульптурой не только с душой, но и профессионально Хакимжан начинает с 1943 года. В родном районе он занимал почетные места, талантливого юношу заметили в столице и вызвали в Алма-Ату для учебы в художественном училище.
Стоит отметить, что на формирование мировоззрения творца и огранку его таланта повлияли маститые художники. Обратимся к истории. Как раз в годы Великой Отечественной войны в Казахстан эвакуировали интеллигенцию со всего Союза: писателей, музыкантов и художников. Так Хакимжан учился у татарского скульптора Баки Урманче, украинских графика и живописца Иосифа Дайца и художницы Ольги Кудрявцевой.
А через год правительство направило его на подготовительное отделение Московского архитектурного института. Сразу поступить в вуз художник не мог, поскольку имел только 6 классов образования. А уже в 1945 году Наурызбаев стал студентом скульптурного факультета Харьковского государственного художественного института, куда его и пригласила педагог и наставница Ольга Кудрявцева.
По возвращении в Казахстан Наурызбаев добился открытия скульптурного отделения в художественном училище Алма-Аты. В итоге стал первым казахским художником-преподавателем искусства пластики. Среди его учеников было много талантливых художников, в том числе и Тлеуберды Бинашев.
Отдать дань памяти учителю
Именно Тлеуберды Бинашев стал одним из инициаторов открытия в Костанае в 2019 году памятника Хакимжану Наурызбаеву. Тлеуберды приехал на учебу в Алматы из Шымкента, на тот момент у него было большое желание стать скульптором, но не было местной прописки в Алматы. Хакимжан сразу заметил потенциал в юноше, поэтому решил помочь ученику, прописал того у себя дома. И даже подарил свои инструменты для лепки. Они до сих пор хранятся в семье Бинашева.
Будучи молодым художником, Тлеуберды Бинашев часто бывал в мастерской у Хакимжана-ага, чтобы учиться у именитого скульптора. А в последние годы жизни Наурызбаева мастерская стала местом для душевных бесед. Мастер умер в 2009 году. С этого момента Тлеуберды стал искать способы установить памятник наставнику. Меценаты откликнулись, и ответственная работа по созданию памятника легла на плечи дочери Тлеуберды Бинашева – Гульфии Мельдеш, которая тоже была ученицей Наурызбаева.
Гульфия рассказала «НК», что скульптором она стала по благословению Хакимжана.
– Родители говорили, что когда мне был годик, Хакимжан-ага взял меня на руки и сказал: «Пусть станет скульптором!» Мама в тот момент запротестовала, мол, какой скульптор – это же мужская профессия. Но спустя годы я поступила в республиканский художественный колледж, где выбрала среди всех специальностей скульптуру, – вспоминает Гульфия.
Как признается собеседница, создавать портрет своего учителя было легко и быстро. Художница знала его лично, часто виделась с ним, у нее имелись и совместные фотографии.
Сам бюст Хакимжану Наурызбаеву выполнен из бронзы высшей пробы – «555». А весит около 100 кг! Гульфия говорит, что на создание работы у нее ушло около месяца.
Во время написания материала «НК» заглянул на аллею по ул. Пушкина, где и установлен памятник Хакимжану Наурызбаеву. Бюст находится в отличном состоянии, однако за три года несколько поизносился постамент памятника, стоит его, конечно, обновить.
Извилистый путь к вершинам
Надо отметить, что Хакимжан Наурызбаев работал в одном из самых сложных жанров скульптуры – он создавал портреты. Почему это сложно? А вы представьте, какое нужно иметь мастерство, чтобы вдохнуть жизнь в глыбу камня? Каким нужно быть чутким человеком, чтобы в бронзе передать характер человека!
Кстати, в выборе материала композиции художник всегда отталкивался от личностной и пластической характерности модели. Например, памятник Абаю Кунанбаеву, который стоит в г. Алматы, выполнен из гранита – дабы передать фундаментальность фигуры и ее значимость в казахской культуре. А вот поэта Сакена Сейфуллина скульптор всегда изображал в мраморе, чтобы донести до людей чувственность писателя.
Путь Наурызбаева в творчестве был труден еще и потому, что он имел проблемы со зрением. Его молодые годы пришлись на суровое военное время, поэтому здоровье было подорвано. Недуг проявился не сразу. Вот как писал искусствовед Анисимов о том, что Хакимжан видит только одним глазом.
– Нечего и говорить, как важно для скульптора видеть объем двумя глазами, иначе приходится работать во многом интуитивно, на ощупь. Так что в любой работе Хакимжана, помимо мастерства, есть еще и большая доля мужества, трудолюбия, преданности искусству, – отмечал искусствовед.
Еще в 2017 году о творчестве Хакимжана Наурызбаева сведения были очень скупы. С этим я столкнулась лично, когда готовила проект о великом скульпторе. Спасла только одна-единственная книга в библиотеке им. Толстого. Буквально спустя два года о нашем земляке вспомнил или даже узнал весь Казахстан. Без преувеличения, это заслуга его учеников.
Кстати, та самая книга, которая пять лет назад была единственным источником полной информации об авторе, до сих пор находится в областной библиотеке. Примечательно, что «Толстовке» ее лично подарил Хакимжан Наурызбаев в 1995 году. На первой странице даже имеется его автограф.
Буквально через три года казахстанцы будут отмечать 100-летие со дня рождения скульптора, поэтому у костанайцев есть достаточно времени, чтобы подготовится к юбилею. Даже если вам неблизко изобразительное искусство, то история нашего земляка – пример мужества, трудолюбия и таланта. Важно, чтобы таких людей не забывали, чтобы память не ограничивалась только установкой бюста мастеру, но были и уроки в школе, и книги, и душевные встречи-рассказы тех, кто жил и работал рядом с мастером.
Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77