В ритме города

Погиб на Смоленщине – Спустя 80 лет потомки нашли могилу своего дяди, пропавшего без вести в годы ВОВ

В истории семьи Альмагамбетовых много белых пятен, связанных с раскулачиванием, коллективизацией и, конечно, Великой Отечественной войной…

28 лет назад, когда Альмагамбетовы из Свердловской области вернулись на историческую родину в Казахстан, Кабдулла начал искать брата своего отца. Байгенже погиб, как и тысячи солдат, в самой страшной и кровопролитной войне прошлого столетия. Супруга говорила, что на него пришла похоронка, но в ней ни слова не было, когда он умер и где нашел свое последнее пристанище. Родственники делали запросы, но пролить свет на место захоронения так и не удалось. В те годы подобные поиски были тщетными, многие семьи остались в неведении о судьбе своих близких и родных. Для Альмагамбетовых безмолвное ожидание хоть какой-нибудь весточки растянулось на долгие годы. За это время из жизни ушла супруга Байгенже, умерла и его единственная дочь. Так из-за войны оборвалась ветвь одной семьи большого рода.

Байгенже Альмагамбетов был самым младшим сыном у родителей. Перед началом войны попал в тюрьму. Всему виной стала юношеская глупость – не явился в военкомат, за что был осужден Актюбинским военным трибуналом как дезертир. Из тюрьмы парня направили на фронт в штрафроту. Дальше – белые страницы, которые за все эти годы никто не смог заполнить, так как было неизвестно, откуда Байгенже призван и в какой именно дивизии служил.

И вот накануне эпидемии коронавируса в 2020 году после многочисленных запросов в архивы Российской Федерации пришло сообщение, что Байгенже Альмагамбетов захоронен в братской могиле №6 Духовщинского района Смоленской области. Более 2500 км пути преодолел 76-летний Бекетай Альмагамбетов, – племянник Байгенже, чтобы побывать на могиле солдата, прочитать Коран и привезти туда горсть земли из Казахстана.

– Так как у него не осталось детей – прямых наследников, то я посчитал своей обязанностью побывать на могиле дяди, – рассказывает Бекетай Альмагамбетов.

Братская могила с 1193 советскими воинами, павшими в боях с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, находится в 58 км от города Духовщины. Здесь захоронены воины, сержанты и офицеры 234-й Ярославской стрелковой дивизии, 11-го гвардейского танкового полка, 950-го, 738-го стрелковых полков, павших смертью храбрых при обороне и освобождении Духовщинского района.

В 1954-1956 годах в братскую могилу были перенесены останки погибших воинов из близлежащих деревень. Среди них оказался и Байгенже Альмагамбетов.

– Это захоронение сделано в 50-60 годах, на плитах высечены фамилии тех, кто погиб в ходе ожесточенных боев в Смоленской области, – рассказывает командир Духовщинского районного поискового отряда «Комбат» Александр Чернышов. – Всего в области имеется 12 захоронений. Имя Байгенже увековечено в шестом.

Братская могила расположена в деревне Воронцово. Именно благодаря местным поисковикам удалось найти имя солдата из Казахстана. К слову, в этом году Байгенже исполнилось бы 120 лет…

Захоронение воинов Советской Армии обнесено металлической оградой. Внутри установлен памятник – скульптура солдата с каской в левой руке. Общая высота памятника с постаментом – четыре метра. На постаменте укреплена мраморная плита с надписью: «Вечная слава героям, павшим смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины».

В Духовщинском районе до сих пор находят останки солдат. При освобождении этой местности полегло много красноармейцев. Никто не может назвать точную цифру погибших.

– Мы находим сотни останков, и в основном безымянных: при них нет смертных медальонов, чтобы можно было узнать имя солдата, откуда он родом, откуда был призван, данные о его родных. А ведь у каждого было имя, семья, малая родина… В полях нашего района еще лежат, по примерным подсчетам, от 50 до 100 тысяч бойцов, – акцентирует Александр Чернышов. – Есть даже останки генералов, имена которых не установлены до сих пор. А вообще на воинских братских кладбищах Смоленской области захоронено более 20 тысяч советских солдат и офицеров.

Духовщинский район во время войны сполна испил чашу страданий и горя. Город Духовщина расположен на центральном Московско-Смоленском направлении. 15 июля 1941 года он был занят немецко-фашистскими захватчиками. Здесь размещался штаб 9-й гитлеровской армии. В начале августа 1941-го Ставка Верховного Главнокомандования поставила войскам задачу: силами трех армий нанести удар в сторону Духовщины и разгромить врага. Войска 16, 19, 20-й армий перешли в наступление. 19-я под командованием генерала Ивана Конева уничтожила 130 танков противника и свыше 100 автомашин. Несмотря на то, что фашисты захватили район, местное население сопротивлялось врагу. С 1941 по 1943 годы активно действовали партизаны. Особенно ожесточенные бои развернулись в ходе Смоленской стратегической наступательной операции в 1943-м. Именно в этих сражениях и погиб красноармеец Альмагамбетов.

– Если до войны в чем-то и провинился Байгенже, хотя мы знаем, что там тоже было много неправосудных приговоров, то он сполна искупил вину ценой своей жизни. Он – герой! – говорит Чернышов. – В нашей области было 8 штрафных рот и два батальона… Вот и представьте, благодаря кому досталась нам победа.

Родные Байгенже Альмагамбетова хотят в ближайшее время поставить ему памятник на родовом кладбище в Сарыкольском районе, где покоятся его отец и братья. Ведь род силен только тогда, когда потомки помнят и не забывают свое прошлое.

Александра СЕРГАЗИНОВА, фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77