Культура

Несколько историй о том, как костанайцы доверили памятные вещи хранителям истории

Спрашивали ли вы себя, прогуливаясь по залам краеведческого музея, как здесь оказались все эти экспонаты?

Понятно, что какие-то попадают в результате археологических раскопок, другие присланы в подарок из столицы, но оказывается, есть те, которые появились на витринах благодаря бережливым горожанам.

Амангельды Иманов и мука

Какая связь? Все просто – диiрмен, или жернова, ручная каменная мельница для перемалывания зерен. Данное устройство человек использует для получения муки еще со времен неолита, уже больше 7 тысяч лет!

В дар музею диiрмен передала жительница Костаная Ляззат Ахметова. Конечно, данный предмет в разы моложе своих древних собратьев, но тоже несет в себе частичку истории. Дело в том, что мельничка принадлежала прадеду Ляззат – Ахмету Тулебекову, участнику народно-освободительного движения 1916 года, сарбазу Амангельды Иманова.

После смерти Ахмета диiрмен перешел по наследству его сыну Макену Ахметову. Тот в свое время был репрессирован и выслан в Карлаг, где в августе 1943 года его не стало. К слову, в 1954 году он был полностью реабилитирован.

Жернова не затерялись – достались сыну Макена Камбару Ахметову, отцу дарительницы. Вот так бережное отношение и к памяти, и к вещам позволило сохранить столь ценный предмет.

Для нас он – лишь частица истории, но для семьи Ахметовых это нечто большее.

– С детства помню, что мы постоянно использовали диiрмен. Он стоял у нас на кухне. Мама с ажекой делали в нем талкан (мука крупного помола, распространена в кухне тюрков – прим. ред.). Раньше мы жили в Камыстинском районе, когда решили переезжать в Костанай, жалко было оставлять мельницу. Забрали с собой, хотя она такая тяжелая! В городе диiрмен лет восемь хранился у нас на балконе. А потом мы решили отдать его в музей – там он принесет больше пользы, – поделилась сокровенными воспоминаниями Ляззат Ахметова.

Четыре метра самотканого чуда

Это первое, о чем мы подумали при виде огромного дивной красоты ковра, выполненного шерсти.

– Скорее всего, из осенней овечьей шерсти, поскольку она хорошо поддавалась уплотнению. Для нашего северного региона характерны такие безворсовые ковры, которые арабы называются килем, или арабским ковром. В былые времена каждая женщина была обязана уметь ткать такое шерстяное чудо. А потом это мастерство передавалось из поколения в поколение, от женщины к женщине, – объяснила завотделением научно-исследовательского обеспечения учета и хранения фондов Дамели Азирханова.

Размеры ковра внушительные – приблизительно четыре на два метра. А когда представляешь, что каждый стежок выполнялся вручную, то восхищаешься терпением мастера.

– Чтобы соткать такой ковер, уходил не один месяц. Это был большой труд. Чаще всего его ткала не одна женщина, могли приходить на помощь даже соседки, – добавила сотрудница музея.

Так случилось и с этим ковром. Его изготовила Рабига-Аппақ (Рабига – по документам, но все знали ее по имени Аппақ) Чатанова с дочерью Жамал Оразбековой, которая ныне проживает в Мендыкаринском районе. По воспоминаниям дарителя Гайдара и его жены Айгуль Чатановых, бабушка соткала этот ковер в 1970 году в возрасте 68 лет!

– Сам ковер бабушка ткала в поселке Красный Октябрь Карасуского района. Позже она передала его своему внуку Гайдару, так он оказался в нашей семье, – вспоминает Айгуль. – Бабушки Аппақ уже нет больше двадцати лет, но память о ней жива. Мы постоянно чистили этот ковер, мыли, пытаясь продлить его жизнь. В итоге приняли решение подарить ковер музею – здесь он сохранится лучше и послужит на благо костанайцев.

По словам работников отдела фондов, за четыре месяца ковер был выставлен уже на пяти выставках. Так что Чатановы были правы – подарок стал ценным экспонатом.

Нянька двадцати младенцам

Мы говорим о детской колыбели, или по-казахски бесик, которую отдал музею 74-летний житель Костаная Сарсенбай Кауменов. Его заказал отец дарителя Мырзабек Кауменов еще в 1948 году.

– Мой отец 1887 года рождения. Естественно, я был не первым ребенком в семье, но это был первый бесик в нашей семье. Дело в том, что раньше мастерских было очень мало, а в нашем регионе их было и вовсе не найти. Как только отец узнал, что наш родственник из Северо-Казахстанской области занимается изготовлением традиционных бесиков, то сразу заказал у него один как раз к моему рождению, – поделился Сарсенбай Мырзабекович.

Собеседник рассказал «НК», что после него в колыбели качали больше 20 детей! Бесик был в семье, потом его отдавали на пользование соседям, в конечном счете он попал к брату нашего героя.

– Когда брат уезжал в столицу, то передал колыбель мне на хранение. Спустя время было решено передать семейное сокровище в музей, – поведал Сарсенбай Кауменов.

Мужчина рассказал, что бесик активно использовали до 80-х годов, а потом традиционную колыбель вытеснили более современные модели. Нетрудно посчитать, что до того, как стать предметом памяти, им пользовались более 30 лет! Кстати, находится в прекрасном состоянии.

В этом году музею был отдан еще один бесик и множество других предметов быта: коромысло, сепаратор, расческа для чесания шерсти, веретено, конская упряжь и другие. К сожалению, нам не удалось связаться с дарительницей, поэтому об этой истории поведала заведующая отделом фондов.

– Все эти старинные вещи музею подарила жительница Костаная Багитжамал Аскарова. Они когда-то принадлежали ее родителям Аскару и Кайни Каленовым, проживающим в Курганской области. При переезде в Кустанайскую область, Ленинский район (ныне Узункольский) они перевезли все эти предметы быта с собой, – ввела в курс дела Дамели Азирханова.

С первого взгляда это два одинаковых бесика, различающихся лишь цветом и типом древесины. Но на самом деле при более детальном рассмотрении можно увидеть множество нюансов. Все же подход мастеров из Кургана и северных регионов Казахстана несколько отличался.

Как стать частью истории?

Вы, наверное, спросите: что может из домашних «сокровищ» стать музейным экспонатом?

– Первым делом необходимо позвонить нам в отдел. Сотрудники сами приедут к вам домой, чтобы определить, представляет ли предмет ценность. Если при первичном осмотре был дан положительный ответ, то будет сделана фотография и предмет заберут для изучения. Перед этим необходимо подписать акт о том, что вы безвозмездно отдаете данную вещь музею на постоянное пользование. Также необходима небольшая историческая справка и ваши контакты, – объясняют в отделе фондов.

Дело в том, что предмет не сразу становится экспонатом. Поначалу сотрудники музея между собой его так и называют – «предмет». Чтобы пройти путь от интересной вещицы до экспоната, нужно провести опись, пригласить фондовую комиссию. Последняя определяет, куда пойдет этот предмет – в основной или научно-вспомогательный фонд. В любом случае ценные предметы будут экспонировать на выставках в школах, библиотеках и других площадках.

Ежегодно в отдел фондов костанайцы отдают не одну сотню вещей. Любопытно, но раньше жители нашего города не были так щедры по отношению к музею.

– Сейчас наблюдается такая тенденция, что люди, которые долго держали что-то памятное, принимают решение расстаться и отдать нам. Пришло понимание, что музей на самом деле может сохранить и даже дать вторую жизнь. Предмет может превратиться из ненужного хлама в настоящий музейный экспонат, – подытожила заведующая отделом Дамели Азирханова.

Если у вас возникли вопросы, обращайтесь в Костанайский областной историко-краеведческий музей по телефонам: 50-23-80 (отдел фондов); 50-20-32, 50-11-13 (приемная).

Екатерина БАЙНЯШЕВА,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77