Если бы эти экспонаты умели говорить своими «языками» да выпевать, откуда они приехали, мы бы очень удивились, узнав, насколько длинным был их путь на Костанайщину
К примеру, в фонде хранится несколько бронзовых колокольчиков, отлитых в Рязанской и Новгородской областях.
– Эти колокольчики имели опознавательные надписи – фамилию и имя мастера, год выпуска и принадлежность к тому или иному месту. Так, у нас есть колокольчик, на юбке которого написано «Евселій Барановъ: 1846: ВЪК: МА». Этот колокольчик наши музейные работники приобрели у жителя п. Боровское (ныне – Мендыкаринский район) в 90-х годах, – рассказывает хранитель фондов областного историко-краеведческого музея Ирина Тыштыкпаева.
В интернете нашлась информация, что колокольных, а точнее литейных дел мастер, Евселий Баранов жил в российском городе Касимове Рязанской области, что в 1500 км от Костаная. Касимовцы славились тем, что отливали колокольчики для ямщицких – почтовых и курьерских – троек. Прикреплялись они под дугой упряжки и поэтому носили название «поддужные». К слову, в начале XIX века в России появилось несколько таких литейных центров, где отливали поддужные колокольчики. Но, как пишут на различных интернет-ресурсах, именно касимовские ценились за отменное качество и особое звучание.
– В сопроводительной к экспонату карточке сказано, что, возможно, такой колокольчик попал к нам с переселенцами, которые в годы столыпинской аграрной реформы устремились в поисках лучшей доли в казахские степи, – продолжает Ирина Есенгазыевна. – Хранится у нас еще один литой бронзовый поддужный колокольчик с интересной надписью: «Кого люблю, того дарю. Валдай». Он родом из Новгородской области (2000 километров до Костаная – прим.ред.). Замечу, что валдайские колокольцы составляли конкуренцию касимовским.
Валдайские мастера изгалялись как могли, чтобы их колокольчики были оригинальными, сопровождая зачастую свои изделия забавными надписями: «Купи не скупись, езди веселись», «Сдалеча весточку собою подавай», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Звени, утешай, ехать поспешай», «Нет барыша, зато слава хороша».
– Есть среди экспонатов и настоящая семейная реликвия – бронзовый поддужный колокольчик 1881 года. Он был передан музею семьей Момот из Тарановского района – ныне им. Б. Майлина. Колокольчик принадлежал Лукерье Романовне Момот, – рассказывает собеседница. – Ее брат до Великой Отечественной войны работал на почтовой тройке. Этот колокольчик был отлит на заводе Веденеевых, о чем также гласит витиеватая надпись на экспонате.
Родина колокольчика – село Пурех, Нижегородская губерния. Литейный промысел здесь основал крестьянин Алексей Веденеев, а уже за ним прибыльное дело подхватили два его сына. Один из братьев – Федор Веденеев – даже получил бронзовую медаль «За трудолюбие и искусство» на первой губернской выставке кустарных изделий в Нижнем Новгороде. Завод Веденеевых просуществовал с 1836 по 1912 годы. В том же Пурехе жила еще одна династия литейных мастеров по фамилии Трошины. Они прославились тем, что вывезли колокольчики собственного производства на Всемирную выставку в Париж. «Трошинские» колокольчики также представлены в фонде Костанайского областного музея. К слову, такие бронзовые колокольчики использовались и в церковном обиходе, в так называемых звонницах, где висели различные по размеру колокола.
К сожалению, после грянувшей революции производство колокольчиков в России прекратилось, многие из них стали антиквариатом, настоящей редкостью и находкой для коллекционеров. Утрате значимости колокольчиков поспособствовало также строительство железных дорог, что привело, по сути, к исчезновению ямщицких троек, которые остались в истории воспетыми в стихах да песнях. А колокольчики меж тем перешли на службу в школы, возвещая о переменах и выполняя роль первого звонка на торжественных линейках.
Хранятся в фонде музея и те колокольчики, что применялись для выпаса КРС и назывались ботало.
– Языком у ботало чаще всего служили железные шайбы. Даже была такая присказка: «Ботало языком болтало». По звуку ботало хозяйка могла без труда найти свою корову на выпасе. Обычно кузнецы отливали их из имеющегося подсобного материала, не заботясь о какой-то филигранности и внешней красоте будущего «колокольчика», – объясняет Ирина Тыштыкпаева. – Еще одной достопримечательностью нашего фонда является бронзовый железнодорожный колокол, возвестивший о прибытии первого поезда в Кустанай из Троицка в декабре 1913 года. До того момента Кустанай находился в стороне от железных дорог, и поэтому здесь был так популярен извозный промысел, отсюда и такое количество завезенных к нам поддужных колокольчиков. Новая линия связала воедино большие станции и полустанки, соединила наш город с центральными районами России и Урала, вдохнула новую жизнь в наш регион. Но это уже совершенно другая история!
Зульфия НАБИЕВА,
фото предоставлено областным историко-краеведческим музеем
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77