Как часто, бывая в других странах, мы удивляемся и поражаемся увиденному. Но при этом проходим мимо своих, загадочных и богатых историей мест
Недавно мне впервые удалось побывать в двух местах Восточно-Казахстанской области – пещере Коныр-Аулие в Абайском районе и с. Балыктыколь, Жарминского района у захоронения Баянбай ата аулие. Не буду вдаваться в подробности, почему там оказалась, но то, что увидела своими глазами, мягко говоря, поразило. Первозданная красота природы, поклонение людей аруахам и стремление каждого выйти из жизненного тупика, получив ответ на вопрос: «Зачем я живу на свете?»
И стар, и млад
Могила Баянбай ата находится в Жарминском районе, Абайской области. Туда можно проехать только в летнее время, с октября по апрель мало кто сюда доберется. На определенном участке в 25 км дороги вообще нет.
– Зимой приезжают на высокопроходимых машинах, когда людей прижимает, мы принимаем. Помогать – наше предназначение, – рассказывает Фархад.
Он – правнук Баянбай ата, который умер в 1904 году. О способностях его предка ходят легенды – тот знал язык птиц, зверей, лечил людей, мог повернуть русло реки… Прадед очень просил похоронить его в том месте, где он лежит. Предсказывал, что потомков ждет кровопролитие, война… Когда развалилась Советская власть, его внук Амангельды, который всю жизнь работал на железной дороге, решил переселиться ближе к могиле деда, здесь когда-то было их родовое гнездо. Развел хозяйство, стал наблюдать, как люди едут на могилу деда, чтобы переночевать. Затем Амангельды понял, что и у него есть способности. Это было не его открытие, а тех, кто приезжал и сегодня едет в эти места.
Мы сами стали свидетелями, как в одну из ночей здесь появились порядка 80 человек из разных мест Казахстана и России.
– В прошлом году дошло до того, что я совсем престала спать, мучили головные боли, какие только лекарства не выписывал психиатр! Потом родные привезли меня сюда. Здесь пожила месяц. И вот этот год прошел нормально, – рассказывает Салтанат, жительница Алматы.
Сама она предприниматель, имеет продуктовый бутик, есть двое детей.
– В этот раз приехала сознательно, сама. На десять дней, – делится женщина.
Кстати, очень важно, как говорит Фархад, осознанное прибытие сюда и получение процедур: очищение посохом, разрезание пут на ногах, а также грязелечение.
– Я здесь нашел себя! Через пять дней уеду в Актобе, теперь знаю, чем буду заниматься. Уверен, бизнес у меня получится, – говорит Даулет, приехавший из Актобе.- Был здесь месяц, потому что заблудился, потерял работу, а ведь работал инженером на железной дороге, есть семья, три сына. Так получилось, что перестал о них думать. Здесь, в тишине, понял, что мне надо в жизни и кто для меня дорог.
Баянбай ата покоится в местности, где с одной стороны – горы, с другой – степи. Есть еще родник, каждый приезжающий поливает себя водой из него. А еще здесь нет сотовой связи и электроэнергии. Работает только ветряная мельница, которая подает ток. Видимо, тишина и покой дают каждому возможность перезагрузиться.
– Чему люди сегодня поклоняются? Шмоткам, соткам, машинам, а надо бы предкам. Я здесь не первый раз и понимаю, что только душевное равновесие дает человеку силы и здоровье, – говорит Зухра, жительница Тюмени.
Практически каждую неделю сюда прибывают минивэны из Тюмени, Омска, Новороссийска. Приезжают кто с детьми, кто в инвалидной коляске. У каждого свои помыслы и мечты. Приезжают с последней надеждой, устав от традиционной медицины, от дороговизны цен на медикаменты, от их недоступности.
Загадочное место горы Актас
Пещера Коныр-Аулие находится в горе Актас Шынгыстауского хребта в Абайском районе Восточно-Казахстанской области, сейчас, кстати, уже Абайской . Но, как рассказали местные жители, по документам они все еще живут в Восточно- Казахстанской, оформлять все бумаги едут в Усть-Каменогорск.
Так вот. Путь к пещере нелегкий – 200 км от Семея. Найти вход еще сложнее – это незаметная глазу узкая расщелина. Пройдя в ее недра (упитанному человеку придется протиснуться), буквально через полтора метра оказываешься в просторной и высокой галерее. Здесь начинается другой мир. Осторожно спускаешься вниз, и перед тобой появляется озеро. Оно словно приз для храбрых духом людей. Вода в нем чистейшая, голубоватого цвета. Есть место, где ее можно набрать для питья.
Вот как Мухтар Ауэзов в романе «Путь Абая» описывает озеро:
«Опередив своих спутников, Абдрахман ушел вперед, с жадным удивлением разглядывая подземелье, открывшееся перед ним в свете факелов. Наконец отставшие жигиты услышали его возгласы:
– Вода! Вода!
Молодые люди поторопились догнать его и скоро все они собрались на берегу большого подземного озера. В дрожащем свете огней было видно, что вода в нем чиста и прозрачна, как хрусталь. Голоса гулко разносились над озером, четкое многократное эхо повторяло каждое слово. Дармен подобрал занесенный сюда кем-то прут и попытался измерить им глубину возле берега.
– Сразу у берега – обрыв, – сказал он. – Такой коротышка, как Альмагамбет, уйдет здесь в воду с головой!
Жигиты попробовали выяснить и ширину озера. Они начали кидать мелкие камни в темноту. Но с какой бы силой они ни бросали их, каждый раз раздавался всплеск воды – видимо, тот берег был очень далеко».
В народе говорят, что пещера эта святая, поскольку чудотворно действует на здоровье. А потому перед тем, как войти внутрь, смотрители просят туристов пройти специальный обряд омовения. Просят также не браниться в пещере, входить с чистыми помыслами, женщины должны покрыть голову платком. Лечебные свойства воды, по словам местных гидов, подтверждают научные исследования. Они уверены, что вода в пещере минеральная. Ее показатель всегда +4 градуса, вне зависимости от температуры снаружи. Удивлением для меня было то, что здесь, за две тысячи километров от дома, я встретила много костанайцев.
Данный объект входит в список сакральных мест.
– Когда первый раз я приехал в эту пещеру, то мы сами пробирались через камни. Долго почти ползли к воде, – рассказывает Самат, житель Костанайской области. – А сегодня организованы лестничные маршруты. Проведено электричество.
Благоустройство сделано и на подходе к пещере. Есть гостиница, кафе. При этом некоторые считают, что все эти меры лишние: святое место должно оставаться труднодоступным, чтобы паломники, преодолевая препятствия, больше задумывались о важном и вечном. Путь к горе неблизкий, но даже столетия спустя, люди по-прежнему приходят сюда – одни из-за красоты пещеры и туристического интереса, другие – чтобы окунуться в озеро и получить исцеление.
Кстати, у подножия горы состоялось одно из великих сражений с джунгарами, когда объединились все казахские жузы. Поэтому здесь можно увидеть памятник батырам всех родов, приезжают даже потомки калмыков, чтобы отдать дань памяти своим предкам.
«Я впервые вижу кладбище, где похоронены представители почти всех племен Среднего жуза. Жигиты, наверно, тут скрывается какая-то глубокая тайна. Как это так, что за диво? – размышлял он вслух. – Кажется, я догадываюсь, какие события оставили этот горький след на нашей земле. Посмотрите, тут не один человек похоронен, а несколько!» ( Из романа «Путь Абая», М. Ауэзов)
Александра СЕРГАЗИНОВА,
фото Нуржана СМАИЛОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77