Правила есть правила, вот только порой они настолько сложные, что хочется сделать все что угодно, лишь бы им не следовать
В некоторых случаях гораздо проще этот самый закон нарушить, чем соблюсти все пункты. В данном случае говорим про закон «О рекламе».
Три месяца на ответ
Свою историю «НК» рассказала жительница Костаная Алина Колдырева. Она работает маркетологом в одной из местных фирм и в мае решила воплотить идею с установкой рекламного указателя рядом с офисом. С государством, которое осуществляет надзор над законностью всей рекламы в городе, девушка по этому вопросу столкнулась впервые. И больше бы не хотела…
– Мы пришли в рекламное агентство сделать заказ, но нам объяснили, что для начала нужно утвердить установку своего указателя в отделе архитектуры, – говорит Алина Колдырева. – В отделе архитектуры нас отправили в «Айкомек», там мы написали заявление, в котором указали размер указателя и отметили точку на карте, где намерены его разместить. Я еще хотела приложить макет, но мне не разрешили. Ответ мы ждали три месяца. Я не знаю, почему так долго. В итоге нам отказали. Если коротко, причина в том, что в данном месте проходят коммуникации и вблизи находится дорога. Но рядом же стоят вагончик с фаст-фудом и огромный баннер у дороги. Они разве не мешают? Нам вообще было не принципиально устанавливать свой указатель конкретно в этой точке, просто нас обязали выбрать одну, без альтернатив, а так мы могли бы передвинуть его без проблем. Увы, возможность выбора нам не дали. И я не знаю, что теперь делать. Писать такое же заявление и снова ждать три месяца?
Словом, такая бюрократия отбивает всякое желание заниматься размещением рекламы в городе. А если еще послушать коллег, говорит Алина, иной раз вообще задаешься вопросом: а для кого правила написаны?
– Я рассказала об этом случае в соцсетях, и мне ответили маркетологи, которые работают в солидных фирмах. Они отмечали, что многие по этим самым причинам размещают рекламу без согласований, то есть это вполне нормальная практика, – недоумевает собеседница. – Я еще ходила в отдел земельных отношений, хотела проконсультироваться, решить этот вопрос, варианты предложить, но в итоге я ни с кем не поговорила: то специалиста нет, то он в отпуске. В общем, ответов не получила.
Девушка считает, что, наверное, из-за бюрократии в Костанае настолько все туго с рекламой. Проще установить что-то временное, недолговечное и, следовательно, недорогое и не очень качественное, чем сделать стационарный красивый указатель.
Почему отказали?
Обращалась наша героиня изначально в отдел архитектуры, который занимается рекламой, а получила ответ от отдела земельных отношений. Почему? Дело в том, чтобы установить свой указатель или штендер на земле, принадлежащей государству, нужно принять участие в аукционе на право пользования желаемым земельным участком. За эти вопросы уже отвечают земельщики, а не архитектура.
В официальном письме чиновники от отдела земельных отношений очень подробно расписали, почему именно в указанной точке не может быть размещен рекламный указатель, в том числе привели несколько важных общих правил: объекты наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, увеличивать габарит инженерных сооружений; размещаться там, где на 50 м участка дороги, в том числе на перекрестках, с правой стороны установлено более четырех знаков организации дорожного движения; в пределах разметки наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 25 м от наземных пешеходных переходов; расстояние от объектов наружной рекламы до дорожных знаков в зависимости от разрешенной скорости движения на дороге от 60 км/ч и менее должно быть не менее 20 метров… Кроме того, согласно СП РК 3.01-105-2013 «Благоустройство территорий населенных пунктов», минимальные расстояния от наружных стен зданий и сооружений до дерева – 5 метров.
Почему мы так подробно остановились на этих моментах? Костанайцы нередко жалуются, что рекламные конструкции с баннерами у дорог мешают, отвлекают, а предприниматели норовят устанавливать прямо на перекрестках надувных персонажей и картонных девушек, зазывающих заглянуть в очередной магазин или автомойку. Действительно ли все эти пункты соблюдаются?
В итоге маркетологу в отделе земельных отношений пояснили, что рядом с испрашиваемым земельным участком, согласно имеющимся у архитектуры топографическим снимкам, проходят инженерные сети с охранной зоной. Это является причиной отказа на проведение аукциона на указанный в заявлении земельный участок.
А почему ответ давали так долго? В отделе земельных отношений «НК» пояснили, что в таких случаях, когда требуется «исследовать» определенный участок, направляются запросы во все коммунальные службы с целью узнать, проходят ли там их инженерные сети. Обычно ответить все предприятия должны в течение двух месяцев. По какой причине задержка произошла еще на 30 дней, никто сказать не может. Видимо, коммунальщики подкачали…
За нарушение – рекомендации
В отделе архитектуры на наши вопросы относительно подобных случаев ответили очень общо и неконкретно. А можно ли было сходу предложить другой вариант конструкции или выбрать иное место для ее размещения? Руководитель отдела Гулсара Касыбаева только сослалась на Земельный кодекс, согласно которому нужно конкретно указать цель использования участка, его размеры. Ограничений по количеству заявлений нет. То есть, полагаем, нужно писать сразу несколько таких бумаг и брать разные участки и их размеры, чтобы выиграть в лотерею и не тратить три месяца на ожидание…
А можно ли было поставить на этом месте другую рекламную конструкцию? Чтоб не вкапывать указатель в землю, а сделать что-то более поверхностное и не мешать коммуникациям? Четкого ответа чиновники тоже не дают, только ссылаются на строительные нормы РК, которые велят соблюдать все меры безопасности при размещении объектов. Очень конкретно и понятно, спасибо. Как тогда людям понять все тонкости?
За размещение своей рекламы в городе налоговые расценки самые разные. Все зависит от выбранного места, размеров, типа конструкции. Сумма налога варьируется от 0,5 до 100 МРП в месяц, то есть от 1500 до 306 тысяч тенге.
А что если никаких разрешений не брать и самовольно установить рекламу? В отделе архитектуры говорят, что ведут постоянный контроль, а за нарушения «рекламораспространителям выдаются рекомендации». Они гласят, что незаконные конструкции необходимо демонтировать в течение 10 рабочих дней со дня получения официального предупреждения.
В статье 17-2 Закона «О рекламе», на которую ссылаются в отделе архитектуры, сказано, что нарушителям выдаются обязательные для исполнения предписания, в соответствии с Предпринимательским кодексом. Если в установленный срок нарушитель не предоставит в отдел архитектуры информацию об устранении замечаний, то субъекту контроля дается еще два рабочих дня на отправку повторного письма, а нарушителю еще три дня, чтобы ответить. Если и тогда эффекта не будет, в таком случае отдел архитектуры вправе назначить внеплановую проверку. Она уже будет являться основанием для составления протокола об административном нарушении, если таковое на момент проверки обнаружат. Но можно же просто убрать злополучный указатель или штендер перед приходом «гостей», а затем повторить историю снова. Хорошая лазейка, верно?
В департаменте госдоходов «НК» сообщили, что сведения о рекламодателях, которые должны уплачивать налоги, им передают местные исполнительные органы. Уже по этой информации налоговики производят начисления не позднее 25 числа каждого месяца. Как отметила главный специалист ДГД Гульсара Кужемратова, за девять месяцев текущего года предприниматели области заплатили за рекламу более 93 млн тенге. Рост по сравнению с прошлым годом составил 14,1 млн тенге.
Эксперты считают, что законно размещенной рекламы в Казахстане могло быть больше, если бы государство сделало законодательство в этой сфере более дружелюбным и изменило ставки по налогам. Это тема нашего будущего материала.
Татьяна НАЗАРУК,
фото из социальных сетей Алины КОЛДЫРЕВОЙ
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77