Костанай и костанайцы Образование

«Не хочу копаться в старом белье, начал с нуля» – ректор КРУ им. А. Байтурсынова Сейтбек Куанышбаев о перспективах вуза

Ректор КРУ Сейтбек Куанышбаев – известная личность в сфере образования

Доктор географических наук. В КазГУ прошел путь от аспиранта до заведующего кафедрой, с 2004 по 2012 работал проректором пединститута в Костанае, затем 10 лет возглавлял Аркалыкский педагогический институт. С 22 июля 2022 года встал у руля КРУ им. А. Байтурсынова. Свое первое интервью в этой должности он дал «НК».

– Сейтбек Бекенович, вчера (19 октября – прим. ред.) вы впервые после назначения вышли в народ, рассказали в режиме онлайн о ситуации в университете. Не долго ли изучали новое хозяйство?

– Честно признаться, просто не было времени, я даже про занятия спортом забыл. КРУ – огромный университет и нужно было во все вникнуть, везде побывать самому. Пресс-конференция онлайн – это своего рода отчет перед коллективом за те месяцы, что я здесь, его нужно делать каждому ректору. Рассказал о финансовой, учебной ситуации и о том, над чем будем работать в текущем году. Я уже с большей частью коллектива встретился, узнал, что волнует, а вообще мои двери открыты всегда.

– Университет, как нам известно из неофициальных источников, вы приняли не в лучшем финансовом состоянии…

– Я сказал себе и своему руководству в лице министерства образования – дайте время, и университет войдет в свою колею. А еще дал слово – не буду копаться в старом белье, начну с нуля. Тут есть над чем работать. Утром в восемь захожу в университет и раньше 20.00 не ухожу, порой остаюсь без обеда, но уже есть сдвиги. На сегодняшний день мы вышли из долгов, они были по оздоровительным выплатам, более прозрачной стала заработная плата.

– Кстати, какая она у ректора и преподавателей?

– Оклад простого преподавателя 200 тысяч тенге, старшего – 230 тысяч, у доцента или ассоциированного профессора – 260, профессора – 350. Раньше были у каждого доплаты по часам, я отменил это и сделал доплаты в виде полставки или 0,3 ставки. В этом случае заработная палата более прозрачна, ученый совет согласился со мной. Мой оклад был утвержден еще до меня, пока совет не пересматривал.

– Чтобы выйти из долгов, вы пошли на сокращения?

– Поверьте, ни одного кандидата или доктора наук университет не уволил, при мне ушли двое – это заведующий кафедрой журналистики Амангельды Шурентаев, потому что он прошел по конкурсу в Евразийский университет, а профессор Сафар Калдыбаев уволился в связи с переездом в Астану. Но он остался на полставки, чтобы читать лекции онлайн. Все остальные на своих местах. Ни один преподаватель не будет сокращен, если он работает и пользуется авторитетом. Оптимизация ни в коем образе не касается учебных подразделений, кафедр, лабораторий.

Сегодня в университете вполне неплохой профессорско-преподавательский состав, причем многие имеют авторитет в научном и педагогическом мире. Многих я знаю еще с тех времен, когда был проректором в пединституте.

Сокращение в основном касается вспомогательных подразделений, многие из которых дублируют функции друг друга – это обслуживающий и технический персонал. Немало денег ранее уходило на имиджевые мероприятия, в которых были задействованы люди. Думаю, пока не наступит финансовая стабильность, с этим можно повременить. Например, мы временно приостановили выпуск журнала «Оркен», газеты «Билим жарысы», а вот научные журналы будут издаваться.

– Сейтбек Бекенович, у университета огромная материальная база. Говорят, что за последние годы она сократилась.

– Проведена инвентаризация всей базы. И могу с уверенностью сказать, что ничего не было отчуждено, все 18 объектов на месте, даже домик в Наурзумском заповеднике, который в свое время подарили орнитологам. Земельные участки тоже все в нашем распоряжении. Другое дело, что материальная база устарела и нуждается в ремонте. Взять, к примеру, автопарк – у нас большое количество машин, которые уже имеют нулевую стоимость, вот с этим сейчас и разбираемся. Общежитие №1 по ул. Пушкина не видело реконструкции с советского периода, там начали ремонт. Закупили стройматериал и сами хотим сделать новую мебель. Планируем приобрести 1100 комплектов постельного белья.

– Вопрос общежитий для регионального университета в последние годы актуальный. Почему опять стройку заморозили?

– У университета имеются три общежития на 1080 мест, все они заселены. По ул. Тәуелсіздік возводятся общежития на 320 мест, думаю, скоро стройка завершится, по крайней мере, застройщик нас в этом заверил. В связи с пожаром в Аманкарагае, подрядчик вынужден был перебросить силы туда, ведь там люди остались без крыши над головой. Но к концу ноября наши общежития будут сданы. Заметим, они строятся не на наши деньги, застройщик вложил свои. А государство в лице финансового центра будет отдавать ему деньги последующие девять лет. По договору нет права менять целевое назначение в течение 20 лет.

В университете в жилье нуждаются порядка семи тысяч студентов. В данное время идут переговоры, и будет заключен меморандум с застройщиком ТОО «Сервис КСТ», который сейчас проводит реконструкцию здания под студенческое общежитие на 206 мест по ул. Полевая, 7. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 9 ноября 2022 года. Мы туда выезжали и убедились, что созданы все условия для молодежи – спортзал, актовый зал, так что наши студенты будут проживать там.

– Вернемся к материальной базе. Может университет будет с чем-то расставаться, все-таки огромные площади.

– Нет, расставаться ни с чем не планируем. КРУ им. А. Байтурсынова – это некоммерческое акционерное общество, значит, можем зарабатывать деньги. Вот над этим вопросом мы сейчас работаем, уже кое-что сдали в аренду. Учебные площади пока трогать не будем, но в будущем эффективность каждого метра изучим. Напомню, приватизация регионального университета запрещена.

– В обществе то и дело проскальзывает мысль, что пединститут надо было оставить самостоятельным вузом.

– Это решение Минобразования. Исходили из того, что в каждом регионе должен быть один крупный вуз, который бы удовлетворял потребности основного рынка. Кстати, наш университет сейчас старается больше, как говорится, выгнать студентов на производство. Будущих педагогов на 3 – 4 курсе планируем отправлять в школы, инженеры уже работают на ТОО «СарыаркаАвтоПром», сейчас заключаем договора с предприятиями, которые занимаются переработкой молочной продукции.

– Помню, один владелец ветеринарной клиники как-то сказал, что к нему приходят на работу более подготовленные выпускники после окончания колледжа, чем после вуза.

– Да, есть такая проблема и не признавать ее будет неправильно. Над ней высшее образование намерено работать. Например, на последних курсах наших студентов будут готовить предприятия как раз под свое производство. И что важно, там имеется современная техника, в отличие от нас.

– Как относитесь к тому, что в регионе много частных вузов?

– Нормально, конкуренция нужна, это позволяет держать себя на уровне, постоянно искать новые подходы и пути. Качество в образовании прежде всего. Студенты выберут тот вуз, который будет давать хорошие знания.

– Еще один неприятный вопрос. С вашим приходом убрали все ректорские гранты…

– Это в народе прозвали ректорские гранты, на самом деле это скидки в обучении. Их было на сумму 40 миллионов тенге. Причем давали непонятно за что. Кто-то выступил хорошо на концерте, другой – на конференции, и ему за это скидка. Поэтому было принято решение все это отменить. Сегодня скидки предусмотрены только для инвалидов и детей-сирот в размере 50 процентов, а также для детей сотрудников университета – от 50 процентов и более. И все. Если и появятся новые предложения по льготам, то они будут приниматься не ректором, а ученым советом университета.

Александра СЕРГАЗИНОВА, фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77