Здравоохранение

17 ноября отмечается Международный день недоношенных детей

Таковыми считаются младенцы, появившиеся на свет до 37 недели беременности. У детей, родившихся раньше положенного срока, есть риски возникновения тяжелых болезней и патологий. Именно поэтому они нуждаются в особом уходе и внимании.

С развитием науки и медицины врачи научились выхаживать даже самых крохотных пациентов. На памяти заведующей отделением реанимации новорожденных Костанайской областной больницы Галины Адамовны Уткиной наиболее низкая масса тела новорожденного – 460 граммов. Попадают к нашим врачам дети и по 700-800 граммов, тоже глубоко недоношенные, однако сейчас и опыт, и оборудование позволяют ставить их на ноги.

Шерстяное одеялко не только теплое, но и колючее – это раздражает кожу и заставляет младенца двигаться

 

В преддверии знаменательной даты «НК» заглянул в самую важную часть родильного отделения.

В реанимации новорожденных доношенных детей, как правило, не бывает. Они априори должны рождаться здоровыми, поэтому попадают сюда редко. 11 ноября мы застали в отделении четверых недоношенных крох. Все дружно посапывали в своих «особых» кроватках.

– Это кувезы, так называемые инкубаторы. Здесь тепло, влажно, как в матке. Температурный режим приближен к внутриутробным условиям, это эффект мамы, – рассказывает Галина Уткина.

В этих инкубаторах дети «догоняют» других малышей по развитию, набирают массу и адаптируются к окружающему миру.

Максимально отделение может принять 12-15 младенцев

 

– Поначалу ребенок не может лежать сам на открытом воздухе. Самое главное для него – не терять воду, потому что младенцы на 90% состоят из жидкости. Если ее процент идет в сторону уменьшения или увеличения, это пагубно для здоровья, – объясняет Галина Адамовна.

Она здесь как вторая мама: подходит к каждому, заботливо поправит покрывало, скажет ласковое слово. Галина Уткина работает в роддоме более 40 лет и именно она открывала первое отделение реанимации для новорожденных в 1994 году. До этого времени недоношенные дети лежали просто в палатах, специализированного оборудования, кроме одного аппарата ИВЛ, не было. И такая ситуация складывалась во всем Казахстане. С появлением отделения в первый год смертность снизилась на 50%.

Так мамы передают молоко для своих малышей

 

Деток в реанимации «подогревают» сверху и снизу – с помощью матрасика и ламп. Многие в первые дни жизни не могут дышать сами, поэтому им подают воздух, обязательно теплый, через аппарат. Свою первую пищу младенцы тоже получают через зонд: мамы сцеживают молозиво, затем молоко и приносят в реанимацию, чтобы самим покормить деток.

Неонатолог-реаниматолог Галина Уткина работает с новорожденными уже 40 лет и считает это делом жизни

 

– Так женщины чувствуют, что участвуют в выхаживании. Тактильно они рядом, могут поговорить с ребеночком, кормят его каждые три часа. Материнское молоко – это самое нужное для маленького организма: там содержатся иммуноглобулины, аминокислоты, витамины. Кишечник новорожденного приспособлен именно к молоку, а не к смеси. Тогда он будет набирать в весе и крепнуть, – продолжает Галина Адамовна.

Главное для маловесных детей – это покой. Лишний раз крох не трогают, а все обследования проводят строго по времени с интервалом не менее трех часов. Исключения – когда ребенку срочно требуется помощь. По этой же причине в кувезах дети находятся под тотальным наблюдением: подключенные датчики показывают сатурацию, пульс, давление. Один взгляд на монитор – и все понятно.

Сколько дней младенцы могут находиться в инкубаторе? Все зависит от веса. Если ребенок родился с массой тела 1,5 кг и меньше, то в инкубаторе можно провести и месяц. Важно, что кувезы меняют каждые три-четыре дня, чтобы предотвратить развитие там патогенной флоры.

НИКОГДА НЕ ЖДЕМ ДЕКАБРЯ

До 2006 года неонатологи не выхаживали детей, которые появились на свет с весом менее килограмма, потому что они не считались жизнеспособными. Позже ВОЗ приняла закон, согласно которому младенцы, родившиеся при сроке гестации 22 недели и весившие даже 500 гр, тоже должны иметь шанс на жизнь. Летальные случаи, конечно, есть, но выходить детей с экстремально низкой массой тела все же возможно.

– Дети весом меньше килограмма трудно поддаются терапии, потому что органы у них еще незрелые и нет субстрата, на который мог бы воздействовать препарат, – отмечает Галина Уткина. – Взять те же легкие. Мы вводим новорожденным сульфактант – вещество, благодаря которому легкие расправляются при вдохе и выдохе, а у ребенка еще не сформировались альвеолоциты второго порядка, чтобы сульфактант действовал. Нужных клеток еще нет, а малыш уже родился.

Тем не менее, такие дети выживают. При норме гестации в 40 недель и весе от 2,5 кг сегодня врачей уже не пугают недоношенные, родившиеся массой чуть менее 2 кг.

– Сейчас для нас это уже крупный! – смеется неонатолог-реаниматолог Галина Уткина.

По ее словам, выживаемость среди недоношенных с экстремально низкой массой тела, от 500 до 1500 гр, колеблется в районе 50%, и это нормально. Но хотелось бы больше. Иногда получается: в один год выжило 72% таких младенцев, в прошлом году – 56,7%.

– У нас в отделении сейчас затишье, но я его всегда боюсь, – говорит Галина Уткина. – Декабрь у нас самый плодовитый месяц на недоношенных детей получается, не знаю почему. И так происходит все годы, что я работаю. Именно декабрь и еще апрель. Почему апрель? Может, после зимы какие-то проблемы у женщин обостряются.

Из-за чего вообще мама может недоносить своего ребенка и родить его раньше срока? Причин этому множество, и многое до сих пор неясно. Но врачи советуют однозначно – оздоравливаться, после неудачной беременности не торопиться со следующей, беречься от инфекций.

Норма пульса для недоношенного ребенка – до 160-180 ударов

 

Чем чреваты преждевременные роды для ребенка? Проблемами с сердечно-сосудистой, нервной системами, зрением. Кислород – это яд для сетчатки глаза у недоношенных детей. По этой причине раньше многие такие дети впоследствии становились слепыми. К счастью, сегодня операции помогают восстановить зрение хотя бы частично.

ДЕТИ НЕ МЕНЯЮТСЯ

Главная акушерка родильного отделения и области Ирина Чадова рассказывает, что коллектив у них более чем постоянный. Тот, кто пришел сюда однажды и увидел этих детей, больше не сможет с ними расстаться. По этой причине у многих врачей, медсестер и даже санитарок всего одна запись в трудовой книжке.

Ирина Чадова вместе с пациенткой Дариной Бирюковой

 

– Особенность нашей специальности, неонатология, в том, что мы любим свою профессию и не предаем ее, – подтверждает слова коллеги Галина Уткина. – Мы полюбили этих детей, и нигде больше не сможем работать, только с ними. Бывает, к нам приходят родители вместе со взрослыми детками, которых мы выхаживали, а они все такие же! Подросли только, а лица все те же!

Старшая медсестра отделения реанимации новорожденных Евгения Макарова попала сюда 26 лет назад в тяжелый переломный 1996 год. Как говорит сама Евгения, она тут «с детства». И пришла сюда молодая 21-летняя девушка не по зову сердца, а из-за желания заработать. Любовь к профессии возникла немного позже.

Евгения Макарова окончила вуз в Караганде и теперь работает старшей медсестрой

 

– Начинала санитаркой. Образования у меня не было, я после школы вышла замуж и родила, – вспоминает Евгения Макарова. – Со временем стала понимать, что медицина мне нравится, особенно работа с детьми, и пошла учиться в наш медколледж. С тех пор я не меняла работу. Отделение даже! Спустя годы стала медсестрой, а в 2018 году – старшей медсестрой.

Та же история и у Ирины Владимировны Чадовой: начинала санитаркой в реанимации, параллельно училась и теперь является главной акушеркой региона. До чего любовь к делу доводит!

Не менее важны здесь отзывчивость и благодарность пациентов. Мамы, родившие детей раньше срока, обязаны сотрудникам отделения жизнями своих крох. Многие годы они говорят за это спасибо.

34-летняя Дарина Бирюкова попала в роддом по скорой, ее экстренно прооперировали, а маленького Артемия, родившегося на 32 неделе, поместили в реанимацию. С тех пор прошло более трех недель. 11 ноября младенец уже вовсю пил молоко из бутылочки на руках у мамы. Выходили парня.

Дарина Бирюкова «в гостях» в роддоме в третий раз

 

– Почему-то я изначально была спокойна за ребенка. Была уверена, что он выживет и врачи помогут, – говорит Дарина Бирюкова. – Это долгожданный мальчик. У меня еще есть две дочки. Спасибо огромное и врачам, и медсестрам, и санитарочкам! Они делают самую важную работу.

Маленький Артемий лежал в красивой вязаной шапочке и носочках. Все это – подарок от клуба «28 петель». Рукодельниц, которые вяжут из натуральной шерсти одежду и одеяльца для недоношенных детей. Такие пледики есть у каждого «постояльца» реанимации. Потом родители забирают их и показывают взрослым детям, какими крохами они были. Хорошая, добрая традиция.

Татьяна НАЗАРУК, фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77