В ритме города

Бизнесвумен из Костаная покоряет сувенирный рынок и Казахстана, и зарубежья

Жанар Кусекеева отмечает, что ниша подарочной продукции с национальным наполнением в нашей стране только на стадии становления. Мастер шьет мини-юрты, верблюдов, костюмы, чапаны. Заказы принимаются на недели вперед, но так было не всегда.

Предпринимательница еще в раннем детстве, как и многие девочки времен СССР, предпочитала наряжать своих кукол в одежду собственного пошива. Уже в подростковом возрасте навыки, полученные в начальных классах, пригодились в кругу юных модниц. Девушка шила платья, юбки, брюки и другую одежду для подруг и одноклассниц. В основу дизайна легли тренды тех времен.

После школы Жанар отучилась в ТУ-10 (ныне «Костанайский колледж бытсервиса» – прим. ред.). Становление молодого специалиста выпало на начало 90-х.

– В тот период на рынке ощущался дефицит продукции легкой промышленности, поэтому одежду многие шили на заказ в ателье, – вспоминает собеседница. – Дела шли хорошо, но это продлилось недолго. Свободные рыночные отношения позволили наладить импорт зарубежной продукции, и в продаже появилась одежда на любой вкус. Тогда востребованность в ателье резко снизилась, и заказы свелись до минимума. Я портной по призванию, но мне пришлось оставить свое дело.

В начале 2000-х мастер открыла салон красоты, в то время бьюти-индустрия набирала обороты, и бизнес в этой сфере быстро пошел в гору. Кусекеева даже организовала свой учебный центр, где ученики проходили парикмахерские курсы, обучались маникюру, макияжу и другим навыкам стилиста.

Руководя салоном красоты, наша героиня мысленно возвращалась к своему прошлому опыту. Ее всегда тянуло к тому, что она любила с детства. В 2013 году предпринимательница решает вернуться к прежнему ремеслу. Этому, кстати, поспособствовал один серьезный нюанс.

– Мы обратили внимание, что когда идем на казахскую свадьбу, сватовство или другие праздничные мероприятия с национальным колоритом, часто не можем найти сувениры или предметы для символических обрядов, – рассказывает бизнесвумен. – Тогда и пришла мысль открыть швейное производство с уклоном на подарочные изделия. Начали шить тойбастары (сумка или корзина с подарками для гостей), дорба (мешки с орнаментом, в которых приносят подарки), корпеше и многое другое.

Бизнес-идея оказалась удачной, так как в Костанае в то время практически не было конкуренции, а привозная продукция не отличалась хорошим качеством при высокой цене.

Продажи не заставили себя ждать. Тойбастары и дорба заказывали за месяцы вперед, их в основном дарят на свадьбах или сватовстве.

– В первое время я даже не спала ночами, все время фантазировала над дизайном изделий, – делится специалист. – Хотелось, чтобы были интересные рисунки, формы, узоры. Со временем у нас появился свой узнаваемый стиль. В этом деле мне помогали родственницы и подруги.

Цех нашей героини расположен в Северо-Западном микрорайоне. Здесь на площади около 80 кв. м работают четыре мастерицы, в том числе и Жанар Кусекеева. У каждой свой фронт работы.

Весь производимый сувенирный товар сертифицирован, поэтому его можно увидеть на полках казахстанских супермаркетов. К слову, в Костанае сувениры можно приобрести в четырех торговых точках. Продукция может также экспортироваться в страны Таможенного союза и в дальнее зарубежье. Сувенирные изделия отправляются в Тайвань, Германию, Великобританию, США, Японию. Есть экземпляры в коллекциях у консулов, видных политических и культурных деятелей.

Одна из помощниц Жанары Кусекеевой Айнур Рахенова, как признается сама предпринимательница, является мастером на все руки. Она автор большинства творческих идей. На компьютере с помощью программы CoralDREW Айнур разрабатывает эскизы сувениров и национальных костюмов. В дальнейшем фетр (основной материал для работы) разрезается на специальном лазерном станке.

Несмотря на то, что процесс на первый взгляд кажется автоматизированным, ремесленницы выполняют и много ручной работы.

– На оформление одного сувенирного верблюда уходит около 30 минут, а вместе с шитьем около часа, – говорит Айнур Рахенова. – Мелкие детали занимают время, нужно соблюдать симметрию до миллиметра.

Айнур добавляет, что заказов больше всего к празднованию Наурыз мейрамы. Заявки начинают поступать с января. Не меньше работы и в так называемый сезон свадеб и тоев – весной и летом. Девушки отмечают, что шьют различные предметы для национальных традиций и обычаев. Изготавливают костюмы для танцевальных коллективов и театральных трупп.

– В последнее время особенно популярными стали предметы для детских обрядов, – объясняет Жанар. – На қырқынан шығару (40 дней от рождения ребенка) покупают чаши, шкатулочки для ногтей. Когда малышу исполняется годик, молодые родители подходят к празднованию особенно тщательно. Для них важен цвет костюма, длина пут, дорожка, по которой символически пройдет их ребенок.

Предпринимательница говорит, что в целом в Казахстане индустрия сувенирной продукции не налажена на поток, хотя это направление имеет большой потенциал. Дело хлопотное и не все справляются с этим.

– Все упирается в финансы. Для производства нужна дорогостоящая техника, которую не каждый может себе позволить. Чтобы сувенирный бизнес развивался, необходима поддержка государства, кредиты с низкой процентной ставкой. У нас много талантливых мастеров, которым нужна помощь, и тогда у нас будет больше качественной продукции с оригинальным исполнением, – подытожила бизнесвумен.

Асхат НУРТАЗИН,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77