ТОО «Айым-2020» еще в прошлом году занялось обустройством 100 павильонов в нашем городе
Сейчас работы полностью завершены, и горожане уже успели полноценно проверить остановки в деле. Поэтому мы отправились в свой рейд по улицам Костаная, чтобы узнать, удовлетворяют ли они потребности ожидающих.
ОПРОС ГОРОЖАН
На остановке «11 школа» по ул.Алтынсарина раньше стоял обычный железный павильон, наглухо закрытый со всех сторон, людей внутри не было видно. Теперь они как на ладони, потому что стены у новых «ожидалок» из стекла.
– Я жду здесь автобус каждый день. Мне на самом деле одинаково, что в старой, что в новой. Плюс последних в том, что сквозь стекло видно автобус, не надо выходить на ветер, чтобы разглядеть приближающийся транспорт, – сказал горожанин Сергей Прошин.
«НК» также спросил у костанайца, как он относится к идее акимата установить десять теплых остановок по городу.
– Сомневаюсь, что приживется такой вариант, за ними надо внимательно следить, затратное это дело, – считает горожанин.
Далее обратились к студентам, которые ожидали автобус на остановке «Мясокомбинат».
– Старая была не очень, из-за боковушек из профлиста не было видно автобуса, а сейчас все прекрасно. Ветер не поддувает. Мне кажется, что этот вариант остановки идеальный, – считает Илья Пономаренко.
Его сокурсница Валерия Майбородина более критична, по ее мнению, ничего в процессе ожидания после обновления павильонов не изменилось.
– А в теплых я не вижу смысла, зачем они летом? Там будет жарко, сомневаюсь, что они будут оснащены кондиционерами, – говорит Валерия.
В микрорайоне «Аэропорт», вблизи дома №7, тоже обновили остановку. Местные жители, кстати, рассказали, что они предпочитают ждать автобус у балконов этой многоэтажки в затишье. Все дело в том, что ветра тут такие, что ни один павильон не спасет.
Бауржан Хамзин, с которым побеседовали корреспонденты «НК», стоял и вовсе поодаль. Спрашиваем, почему?
– Сегодня тепло, солнышко светит, греюсь. Остановка, конечно, удобная, хорошо, что сплошная, без отверстий. В ней и чище намного, потому что она прозрачная, никто не гадит. Раньше в железном павильоне некоторые не стеснялись справлять нужду, – говорит мужчина.
По ул. Карбышева мы обнаружили уже сломанный павильон. На остановке «Автоцентр КамАЗ» у «ожидалки» сверху отлетела жестянка… Надеемся, что подрядчик в рамках гарантийных обязательств это дело починит.
На остановке «Ул. Хакимжановой» нам встретились замерзшие и злые костанайцы.
– Мы мерзнем не оттого что остановки плохие, а потому что автобусы ужасно ходят! – говорят в один голос ожидающие.
– Надо наладить график движения, интервал должен быть не более 15 минут, проехало уже три «десятки», а «двенашки» ни одной. Сделайте уже нам теплые остановки и пустите нормальное количество автобусов на маршруты! – обращается к властям Екатерина Золотарева.
ЕСТЬ НЕДОРАБОТКИ
Опрашивая местных жителей, корреспонденты «НК» сами заметили ряд проблем и за разъяснением обратились в отдел ЖКХ.
Во-первых, по технической спецификации, указанной на сайте госзакупок, к подрядчику выдвигались требования по установке не только остановок, а еще и предупреждающей тактильной плитки на тротуарах перед павильонами для незрячих людей, она должна быть резиновая или полиуретановая и крепиться с помощью специального клея. Но этих дорожек мы нигде не увидели.
– Стоимость тактильной плитки мы пересогласовали на закрытие щелей. Первый дизайн остановок горожанам не понравился, они попросили изменить его. Подрядчик переделал и закрыл щели. Да и плитку зимой было бы проблематично устанавливать, – сказал руководитель отдела ЖКХ Данияр Сабитов.
Кстати, «НК» уже задавал вопрос по поводу того, нужны ли эти тактильные плитки самим незрячим. Ответ был отрицательным. Люди с особыми потребностями отмечали, что им необходима идеально ровная поверхность, чтобы трость ни за что не цеплялась. Похоже, ЖКХ следует пересмотреть целесообразность закладывания денег на эти цели. Но это уже другая история.
Вернемся к остановкам. Проезжая мимо территории штрафстоянки, корреспонденты обнаружили «кладбище» павильонов. Старые «ожидалки» были свалены в кучу, хотя отдел ЖКХ обещал установить их туда, где нет вообще никаких. Даже подрядчику ТОО «Айым-2020» выдвигали требование о демонтаже старых павильонов с бережной транспортировкой с сохранением первоначального вида.
– Остановки, которые вы увидели, совсем не пригодные для использования. Мы оставили только те, что имеют более-менее приглядный вид, – отметил Сабитов.
Специалистам, конечно, виднее, но нам убитыми они не показались. Лучше остановка из профлиста, чем совсем никакая.
О ТЕПЛЫХ ПАВИЛЬОНАХ
К слову, об еще одном грядущем обновлении. Финансы на десять теплых остановок уже заложены в бюджетную заявку на этот год. В своем Инстаграме отдел ЖКХ спрашивает горожан, куда их лучше поставить.
Так выглядит замок теплой остановки по пр. Назарбаева
Комментарии противоречивые. Приводим некоторые из них.
«Не надо тратить колоссальные суммы на эти остановки. Они не вместят всех в людных местах. Лучше верните доковидный интервал движения автобусов в 5-7 минут и добейтесь его соблюдения, вплоть до окончания движения и по выходным».
«Налаживайте лучше работу транспорта, чтобы люди не мерзли».
«И будут стоять неработающими, также как на Плазе? Лучше уменьшить интервалы между автобусами».
Но на время движения маршрутов отдел ЖКХ пока так и не повлиял, а вот расположение новых остановок планируется вблизи социально значимых объектов. Кто станет за ними следить?
– Продумываем механизм, планируем выдавать бизнесу места под торговлю в этих остановках, и содержание ляжет на них, – заключил руководитель отдела ЖКХ Данияр Сабитов.
На теплой остановке по пр. Назарбаева тоже поначалу работал бизнес. А что сейчас? Вырванные провода на замках двери, неработающие отопительные кондиционеры, разрисованные стены. Вопрос напрашивается сам собой. Новые ждет то же самое?
Содержание содержанием, а вот приучить костанайцев пользоваться благами цивилизации и ценить то, что сделано для них, нужно еще постараться.
Полина ШКАРУБО,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77