Костанай и костанайцы Социум

Трое особенных детей вместе с «НК» побывали в пожарной части

Проект «Сочиняй мечты» медленно, но верно продолжает исполнять желания юных костанайцев. Каждая поездка – это целый фонтан эмоций. На экскурсиях мы вместе радуемся, а после, общаясь с родителями, проникаемся сочувствием к героям.

На этот раз сразу трое деток изъявили желание посмотреть, как работает пожарная служба. Больше всего им было интересно посидеть в большой красной машине и представить себя хотя бы на миг настоящими спасателями! Естественно, все наши герои – мальчишки.

Знакомьтесь, 9-летний Вадим Троегубов, 13-летний Алишер Кенжетаев и 8-летний Роман Амиров. У каждого из них своя судьба, свои радости и тяготы, однако сегодня они объединены общей целью – прикоснуться к мечте.

Кто, если не мы?

В пожарную часть, что находится по ул. Гоголя, 79А, Алишер приехал вместе со всей семьей, Рому и Вадима сопровождали мамы. Экскурсию для нас провел лейтенант гражданской защиты Сулеймен Жунусов и познакомил юных гостей и их родителей с тонкостями работы пожарных.

Проходим по узким коридорам ПЧ: здесь диспетчер принимает вызовы, далее комната психологической разгрузки, где каждый сотрудник может отдохнуть после тяжелого выезда. Есть у пожарных и учебные классы, и спортивный зал, где вне основной работы можно заниматься укреплением знаний и физических навыков. Кто не знал: когда у пожарных нет выездов, они соблюдают строгий распорядок дня, а не просто отдыхают.

– После занятий у нас обед, уход за техникой, помещениями, затем идет личное время. После ужин и отбой, – рассказывает Сулеймен Жунусов.

Когда Вадим услышал о том, что пожарные учатся и сидят в классе, прямо как ученики, он очень удивился и спросил у мамы: «Они что, школьники?!»

– Да, мы постоянно закрепляем свои знания. С каждым разом запоминается лучше. Как говорится, повторение – мать учения, – напомнил наш экскурсовод. – Ведь наша служба – это адреналин и спешка. Думать в такие минуты времени нет, поэтому за нас работает мышечная память, все действия доведены до автоматизма.

Это относится, прежде всего, к быстрым сборам на пожар, когда объявляют тревогу. Специально для нас подали сигнал ЧС. В это время мы стояли на улице и не успели даже моргнуть, как пожарные, уже в экипировке, сели в машину и выехали из гаража. Прошло, казалось бы, несколько секунд, а спасатели были готовы ехать на вызов! Есть тут те, кто обвиняет пожарных в нерасторопности? Шах и мат! Мы убедились в этом лично.

В восторг не только детей, но и родителей привела демонстрация быстрого спуска пожарных по трубе. Все сняли это на камеру, а потом еще много раз пересматривали.

Настало время сесть в кабину «пожарки». Сулеймен легко поднял Рому и Вадима, те с удовольствием позировали мамам. Алишер был самым высоким среди гостей, поэтому без труда забрался в машину сам.

Напоследок наш экскурсовод рассказал обо всех инструментах, которые возят с собой пожарные (все это непременно побывало в детских руках), а в самом конце парни примерили пожарные шлемы. Считаем, что все побывали в теле спасателя.

Учим бытовым вещам

Понравилось ли детям? Очень! Мама Алишера Динара Туранова говорит, что ее сын просто обожает машины, пожарные в том числе. Всегда, когда на вызов едут спасатели или полиция, парень смотрит на них, как завороженный.

– Пришлось сегодня школу пропустить, но это того стоит, – улыбается Динара. – Нам было очень интересно!

Мама делится эмоциями за сына, потому что Алишер страдает четвертой степенью тугоухости и ЗПР. Много чего в разговоре мальчик не понимает, надо объяснять ему более подробно. К тому же на экскурсию Алишер пришел без слухового аппарата.

– Сын такой с рождения. До трех лет он вообще не разговаривал, но со слуховым аппаратом начал говорить, понимать и слышать. Алишер учится в школе для слабослышащих, туда же ходил в садик, – рассказала о сыне Динара.

9-летний Вадим тоже не мог сам в красках рассказать о впечатлениях. У мальчика и ЗРР, и умственная отсталость легкой степени. Самая главная трудность – ребенок плохо разговаривает. Но семья усиленно над этим работает.

– Мы до последнего надеялись, что диагноз не подтвердится, – говорит мама Вадима Вера Троегубова. – Сейчас мы учим сына бытовым вещам, чтобы, к примеру, он мог сам ходить в магазин и сказать, что ему нужно. Я даю денежку, Вадик идет, а я стою сзади и смотрю, как он говорит. Важно, чтобы ребенок не терялся в таких ситуациях. Он один у нас ездит в школу, я по телефону все контролирую.

Вера отмечает, что тяжело сегодня найти секцию для особенных деток, без проблем попасть к нужному специалисту или отправиться на реабилитацию. Иногда очередь приходится ждать месяцами. Посреди всех этих забот возможность вырваться на экскурсию была словно луч света.

– Он мечтал попасть в пожарную часть, – подчеркивает Вера. – Мультики про спасателей – это самое любимое. Когда я сказала Вадиму, что мы приедем сюда, он очень обрадовался.

Не давайте нам советов

Не удалось нам поговорить после экскурсии только с Ромой и его мамой Яной. Они уехали чуть раньше. Дело в том, что мальчик почти постоянно плакал и кричал. Со стороны казалось, что его обидели, или Рома просто капризничает. Но это только казалось. Причина такого поведения – диагноз. Аутизм. Такие детки не любят незнакомую обстановку, пугаются громких шумов и будто бы стараются от них спрятаться. По этой причине Рома практически не стоял рядом с пожарной машиной, а все время уходил в сторону. Только дома он смог успокоиться, пересмотреть видео и осознать, как здорово было на экскурсии.

Мама мальчика Яна Амирова рассказывает, что заметила странности в развитии сына в первый год его жизни. Рома начал держать голову только в 5,5 месяца, не играл в ладушки, его все всегда раздражало.

– В поликлинике мне говорили: «Нормальный у тебя ребенок, изменится он!» А соседка все твердила: «Яна, у него аутизм, посмотри ролики в Ютубе». Я не верила, плакала, не принимала это, а потом поняла, что сын не перерастет, – вспоминает женщина.

Инвалидность Роме дали в 4 года. С этого времени началась череда реабилитаций. Сейчас ребенок на домашнем обучении, от мамы Рома практически не отлучается. Мальчик иногда разговаривает, но диалога с ним не получится. Обращенную речь Рома понимает не всегда.

– Когда ребенок до 5 лет кричит где-то на улице, это понятно. Но когда ему уже 8, все начинают давать советы: «Мамаша, успокойте его, чего сидите!» Старшее поколение часто пугает: «Вот сейчас дядя полицейский придет, накажет тебя». А Роме категорически нельзя такое говорить, он сразу в крик, – говорит Яна Амирова. – Сын не может стоять в очереди, устраивает истерики в магазине, если я подала ему не ту коробку сока. Это все его особенности, но я стараюсь Рому «сломить», чтобы он перестал так делать. Многие мамы боятся осуждения, поэтому почти всегда с такими детьми сидят дома, а я не хочу. Я верю, что Рома сможет измениться.

Яна очень радуется небольшим успехам сына: в 8 лет Рома научился крутить педали, он умеет сам принимать пищу (не научился только есть сам суп), может сказать о том, что хочет в туалет. Для особенных детей – это уже большая победа, потому что многие не могут делать и этого.

С Яной мы беседовали у нее дома. Рома в это время спокойно играл и даже подходил к нам. В знакомой обстановке он чувствовал себя комфортно и ни разу не кричал.

– Если его не вести куда-то против его воли, то он относится к этому нормально, – смеется Яна.

Большая проблема для особенных детей – это лечение. С боем и криком удается взять кровь на анализ, а о стоматологии и говорить страшно.

– У всех аутистов сильно портятся зубы. Рома сам их не чистит, я это делаю. Лечить зубы невозможно, только под наркозом, поэтому у нас вариант один – вырывать, – отмечает Яна. – Я прошу мужчин-соседей или друзей помочь его держать: мы зажимаем ему руки, ноги, я держу голову и рот. Каждый раз для нас это испытание.

Наша героиня говорит, что сама когда-то не хотела признавать диагноз сына, а теперь просит мам не бояться, потому что это ничего не изменит.

– Надо осознать, что диагноз никуда не денется. Аутизм не лечится, только корректируется. Говорят, что после года легче, после трех легче. Но нет, не легче, – констатирует Яна Амирова. – При этом я знаю парня с аутизмом, ему уже 29 лет, он работает и живет полной жизнью. Верю, что и мы сможем этого достичь.

ОТ РЕДАКЦИИ

«Сочиняй мечты» – это проект, призванный осуществить нематериальные желания особенных детей и подарить им положительные эмоции. Если вы тоже хотите стать героями наших материалов, напишите нам!

Каждый случай будет рассматриваться индивидуально, поэтому не ставим ограничения по возрасту и заболеваниям. Обращайтесь по номеру 8 705 461 03 03 (WhatsApp) в будние дни с 9 до 18:00.

Татьяна ФАЙЛЬ,
фото и видео Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77