Таким вопросом задались корреспонденты «НК», наткнувшись на «Маркетплейс» по купле-продаже стройматериалов
По данным ситуационного центра «Нұрлы жер», с 2016 года на территории области МИО возвели 60 объектов, или 3 738 квартир. В 2023 году строятся еще 44 дома (2 220 квартир). Ни для кого не секрет, что Казахстан на 90% зависит от импорта стройматериалов. Стекло, битум, трубы и даже вентили для радиаторов и сантехники – привозные. Отделочные материалы тоже в списке, у нас нет своих обоев и линолеума.
Сложившаяся импортозависимость влияет на стоимость жилья, ведь в себестоимости стройматериалы занимают до 60%. По этой же причине пересматривается финансирование крупных проектов, сроки срываются, люди остаются без жилья.
РАЗРАБОТКА
Для решения этой проблемы правительство создало онлайн-площадку для производителей стройматериалов и застройщиков Казахстана, это должно помочь избежать непродуктивной цепочки посредников и работать напрямую.
– По поручению Правительства РК АО «Казахстанская жилищная компания» разработало и в сентябре 2022 года внедрило в промышленную эксплуатацию онлайн-платформу строительных материалов «Маркетплейс» (www.material.kz). К слову, АО «КЖК» является единым оператором жилищного строительства, оно обеспечивает ряд государственных мер, направленных на рост качественного и комфортного жилья для населения страны, – говорит руководитель отдела развития местного содержания и производства строительных материалов управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Костанайской области Жаныл Исина. – «Маркетплейс» – это онлайн-платформа, которая объединяет строительные компании и производителей стройматериалов. Основная ее задача – поддержка отечественных производителей и строительных компаний, повышение доли казахстанского содержания в возведении жилья, аналитика цен рынка, цифровизация отрасли, обеспечение прозрачности реализации госпрограммы «Нұрлы жер» по потребности в стройматериалах.
Платформа предусматривает две витрины. Первая – потребности. Она содержит информацию о том, сколько материалов необходимо для строящихся объектов в разрезе каждого региона. Дает возможность застройщикам осуществлять быстрый поиск нужного им сырья по выгодной цене напрямую от производителей, направлять массовый запрос коммерческих предложений.
– Онлайн-платформа интегрирована с порталом АО «Байтерек девелопмент», на котором управления строительства, архитектуры и градостроительства размещают электронные сметы на объекты кредитного жилья. Таким образом отслеживается вся потребность, – отметила Исина.
К слову, если верить material.kz, потребность нашего региона в расходниках для возведения жилья, финансируемого бюджетом, составляет 10,80 млрд тенге.
Вторая витрина «Маркетплейса» – товары. Здесь производители строительных материалов имеют возможность публиковать создаваемую продукцию, а также, видя потребность, направлять коммерческие предложения напрямую в подрядные организации.
– Мы на постоянной основе ведем работу по информированию местных товаропроизводителей строительных материалов о возможностях онлайн-платформы, необходимости прохождения регистрации и размещении данных об их продукции. На сегодняшний день регистрацию на material.kz прошли шесть строительных компаний, а также 32 производителя стройматериалов региона. Пользование бесплатное. Вместе с тем, по данным отраслевого министерства, в перспективе планируется внедрение требования по закупу строительных материалов на объекты, финансируемые с государственных инвестиций, через портал «Маркетплейс». Прямо на сайте застройщики и поставщики должны будут заключать договоры и производить оплату за материалы, – сообщила Жаныл Исина.
ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА
Назвать сегодня работу «Маркетплейса» продуктивной и полезной, спустя более полугода после запуска, нельзя. Заполнение карты потребностей игнорируют 12 областей страны. Активны на данный момент: Костанайская, Акмолинская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Жетысуская, Алматинская, Актюбинская области и город Астана. Мы в этом списке на втором месте по надобности стройматериалов после столицы.
В витрине товаров ситуация получше, там зарегистрировались производители из 16 областей. Костанайская на первом месте.
– Но все же показатель небольшой, зарегистрированы не все производители, но мы стараемся их уведомить. Активности со стороны производителей и застройщиков пока нет, однако повлиять на них не в нашей компетенции, – акцентирует Жаныл Исина.
Между тем, если даже на портале появятся все наши производители, того, что они реализуют для жилищного строительства, все равно будет недостаточно. Зачастую предприятия работают на какую-то определенную организацию и их устраивают реализуемые объемы, продавать продукцию кому-то еще они не планируют.
– У нас есть несколько крупных предприятий: ТОО «Завод Казогнеупор», оно производит специфическую продукцию не для обычного строительства. Для них портал неинтересен. Дальше ТОО «БК-Бетон» и «БК Строй Пром» – изготавливают продукцию для коммерческого строительства. Есть еще ТОО «Романагрупп», «Стройпромгрупп», «Костанай МБИ» и Рудененский цементный завод. Остальные производители являются малыми предприятиями, следовательно, у них небольшие мощности и объемы. Нужно понимать, смогут ли они перекрыть потребность, – поделилась представитель управления предпринимательства.
Какова эффективность «Маркетплейса»? Никто пока не знает, потому что данные заполнены не полностью.
Полина ШКАРУБО,
скрин сайта «Маркетплейс»
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77