После небольшого перерыва «НК» возвращается с историями про семьи, воспитывающие особенных детей. Этот выпуск стал самым массовым за всю историю проекта – мы помогли реализовать мечту сразу девяти мальчишек и девчонок!
Мансур и Омар Есенжоловы, Матвей Максин, Никита и Кирилл Сивоконь, Алиби Тобагали, Злата Нестерова, Анастасия Мамаджанова, Виктория Молоткова – все эти ребята мечтали попасть в костанайский Therma Park на целый день. Чтобы накупаться вдоволь во всех бассейнах, сходить в бани и позагорать на солнышке. Кто-то из этой группы в Therma Parkе был, но безлимит позволить себе может далеко не каждый родитель, особенно когда в семье несколько ребятишек.
23 августа руководство оздоровительного банного комплекса подарило нашим участникам такую возможность.
ДОБРЫЕ, ВЕЖЛИВЫЕ, ТАЛАНТЛИВЫЕ
С 16-летним Мансуром Есенжоловым и его мамой Айгуль «НК» поддерживает связь уже больше года. Айгуль всегда открыто говорит о проблемах, с которыми сталкивается.
Мансур – улыбчивый и коммуникабельный мальчик. На первый взгляд он не отличается от других деток, все это заслуга мамы, которая с его малых лет занималась с сыном.
– Он в младенчестве очень много плакал и не замолкал, даже когда поест, – вспоминает Айгуль. – Тогда я стала ходить по врачам и просить проверить, что с моим сыном. Мне говорили, что это все моя гиперопека и тревожность, а Мансур развивается нормально. Но когда сын пошел в садик, я увидела отклонения. Только в России нам поставили диагноз «аутизм». Там врачи сказали, что если бы я не занималась с ним с раннего возраста, Мансур был бы «овощем». Это страшно было слышать.
Отец мальчика долгое время отказывался признавать диагноз сына, поэтому ребенок получил инвалидность только в 7 лет. Айгуль настояла: надо было отправлять Мансура в коррекционную, а не обычную школу, где все результаты долгих занятий сошли бы на нет.
– Нас считают изгоями. Для всех мы неликвид, – с горечью говорит мама. – Из-за того, что социум нас не воспринимает, мы переехали в частный дом. Несколько лет назад Мансура избили соседские дети. Топтались по нему, порвали куртку, а потом спокойно пошли на уроки в школу. Их родители даже не извинились.
Мансур окончил 10 класс. Айгуль уже думает о будущем сына и переживает, как сложится его судьба. Родители ведь не вечны… К сожалению, говорит Айгуль, в Костанае для особенных детей доступно обучение только трем профессиям: штукатур-маляр, швея, повар. В Астане, например, с этим делом куда лучше. Там ребята с аутизмом могут стать и программистами, и дизайнерами, и архитекторами. По этой причине родители рассматривают вариант переезда. Ради будущего сына.
Никита Сивоконь – ровесник Мансура, также учится в коррекционной школе. Никита родился с ДЦП, позже у ребенка обнаружили еще и ЗПР.
– Он сильно отстает в развитии, не может считать, но при этом память у сына хорошая. Никита дома почти все сам может делать, но я одного его не оставляю, потому что вечно что-то случается, – рассказывает мама Никиты Валентина Бутырина. – Примерно в полгода мы поняли, что сын плохо ползает, потом он долго не садился, пошел только в 4 года. Когда он выпустился из садика, нам посоветовали пойти в коррекционную школу. Я в то время даже не знала, что детям с ДЦП положена инвалидность, врачи об этом не говорили. Группу мы получили только в 6 лет. В это же время встали в очередь на жилье. С тех пор она продвинулась примерно на 100 человек, сейчас мы 287.
У Никиты присутствуют шаткость в походке, тремор рук. Кроме того, парень сильно заикается. Это не смогли исправить даже многочисленные занятия с логопедами.
– Из-за ментальных нарушений нас перестали принимать на реабилитацию. Никита целыми днями дома, только недавно мы стали ходить на секции по пауэрлифтингу и легкой атлетики, – отмечает Валентина. – Никита перешел в 10 класс, а как окончит школу, может пойти учиться только на маляра или плотника. Как мы это сделаем с нашим тремором, не знаю. Завязывать шнурки и застегивать пуговицы он научился только 3-4 года назад.
Несмотря на все трудности, Никита невероятно талантливый парень! Он плетет браслеты и бусы! Валентина удивляется, как он этому научился, откуда берет идеи, если ничего подобного даже по телевизору не видел. Все родные носят украшения, созданные им.
Никита спокойный и дружелюбный, однако соседским детям, с досадой говорит мама, он не по душе…
– Сколько раз из-за этого приходилось переезжать, – вздыхает Валентина. – Я мечтаю создать НПО, которое бы занималось социализацией таких детей. У Никиты 2 группа инвалидности, он по идее должен справляться сам со всем, но без меня не может. Я уже просила акима района (семья живет в Тобыле – прим. ред.) выделить помещение, где мы могли бы собираться с мамочками и заниматься с детьми, чтобы они общались.
Кроме Никиты, у Валентины Бутыриной еще двое детей – средний Кирилл и младшая Злата, которая в этот раз присоединилась к нашей компании. На то, чтобы повести купаться всех детей сразу, у женщины никогда не хватало средств. Айгуль Есенжолова вместе с Мансуром тоже взяла с собой младшего сына Омара. Напомним, что по правилам нашего проекта радость мы дарим и родным братьям-сестрам наших героев.
ОЧКИ, ПОЛОТЕНЦЕ И ВПЕРЕД!
В Therma Parkе мы познакомились с остальными героями. Все они узнали о проекте «НК» благодаря Валентине Бутыриной.
Алиби Тобагали 18 лет. Он приехал на водные процедуры вместе с мамой Сауле Таукебаевой. Так как у парня сразу несколько диагнозов – тугоухость 1 степени, ЗПРР, РАС – родители его везде сопровождают.
– В 10 месяцев у сына выявили тотальную глухоту. В три года он перенес первую операцию, в 15 лет – вторую, – вспоминает Сауле Таукебаева. – В голове стоят импланты, но он и с ними не все слышит и все верно понимает. В учебе ему помогает визуализация.
В 13 лет Алиби поставили РАС (расстройство аутистического спектра) и болезнь Бехтерева (анкилозирующий спондилоартрит). Тем не менее парень старается и добивается успехов: Алиби учится в колледже бытсервиса по специальности «издательское дело» и даже ездил во Францию на соревнования «Абилимпикса» для особенных детей. Он отлично владеет компьютером, играет в шахматы и занимается ментальной арифметикой.
Третий наш подопечный – 18-летний «солнечный» парень Матвей Максин. Здесь он уже был, потому что после закрытия «Осьминога» надо было продолжать где-то тренироваться. Матвей, как говорит его мама Светлана, посещает в день по 3-4 секции! Энергии и способностей у него много! Он и Никита Сивоконь сейчас ходят на дзюдо и легкую атлетику. Мальчики и их мамы дружат.
Когда мы знакомились с Матвеем, он единственный, кто стал нас обнимать. Именно за это дружелюбие деток с синдромом Дауна называют солнечными.
Две наши последние участницы – 15-летняя Виктория Молоткова и 13-летняя Анастасия Мамаджанова – живут в Тобыле, девочки познакомились уже на пути в парк.
У Вики с семи лет сахарный диабет. Свой диагноз она давно перестала воспринимать как болезнь. Говорит, это, скорее, образ жизни. Нужно соблюдать постоянную диету и не забывать делать инъекции, когда садишься есть. Уколы в живот или плечо Вика делает сама.
Настя родилась с пороком сердца. Девочка рассказывает, что диагноз накладывает на нее ограничения в плане физнагрузки. Ей нельзя бегать, прыгать и напрягаться. По этой причине Настя даже в бассейне не делала каких-то активных движений. В школе девочка обучается по облегченной программе, так как у нее ЗПР.
Были ли рады дети оказаться в Therma Parkе на весь день? Ответ очевиден. Никита и Мансур первый раз купались в джакузи и бассейне под открытым небом, а Матвей показывал всем класс по плаванию. Он вместе с Мансуром, кстати, единственные, кто не побоялся облиться холодной водой! Мамы вместе с детьми дружно парились в банях, отдыхали на шезлонгах и обедали.
В суете бесконечных будней так приятно забыть о тревогах, работе и диагнозах…
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото и видео
Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77