ЖКХ Костанай и костанайцы

Корреспонденты «НК» выяснили, помогают дорожные знаки водителям или создают визуальный шум

Последние два года в областном центре произошли глобальные изменения в дорожной инфраструктуре: проезжая часть приводится в порядок, расширяется, появляется новая разметка…

Число транспортных средств на улицах города растет. Это видно не только со стороны, об этом говорят цифры. Если в прошлом году в Костанае насчитывалось чуть более 70 тысяч машин, то в 2023-м их стало 79 тысяч.

Чтобы хоть как-то разгрузить дороги, полиция и чиновники, отвечающие за транспортную сеть, строят планы, экспериментируют со знаками и разметкой. Правда, не всех водителей их решения устраивают.

Так, еще в 2021 году в областном центре впервые появилась ярко-желтая разметка, которая ранее применялась в США и Малайзии. Этот эксперимент по достоинству оценили местные водители. Ведь бело-желтую «зебру» видно в любое время суток и даже в дождливую погоду.

В этом году с разметкой снова проводили «испытания». На главных артериях города – пр. Абая, ул. Тәуелсіздік – увеличили количество полос, сделали дополнительные повороты налево и направо. Тем самым, как утверждают некоторые водители, «превратили город в сплошную линию».

– Зато стало безопаснее. Теперь водители поворачивают налево не там, где им вздумается, а по правилам. Это положительно сказывается на статистике ДТП, – отмечают в департаменте полиции Костанайской области. – Согласитесь, основная масса аварий происходит из-за неправильной организации дорожного движения, методы и формы которой у нас уже морально устарели. Мы продолжим работать в этом направлении, будем совершенствовать дорожную инфраструктуру.

Со знаками, конечно, экспериментировать не получается – они четко прописаны в Правилах дорожного движения. Правда, и здесь была попытка…

НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗНАКИ

В конце прошлой недели корреспонденты «ТоболИнфо» возле бывшего здания областной филармонии по ул. Тәуелсіздік заметили несуществующий знак «Главная дорога» и почти такой же – «Конец главной дороги» – возле «Медеу». Окантовка на них должна быть белой, а на деле – золотистая. Коллеги провели по этому поводу мини-расследование. Прежде чем звонить в отдел ЖКХ, мы решили обратиться за консультацией в полицию.

Первый заместитель начальника ДП Костанайской области полковник Алексей Милюк подтвердил, что дорожные знаки в ПДД остались прежними. Правда, объяснил, что порой установленные на наших улицах отличаются от тех, что указаны в Правилах. Как оказалось, ГОСТами допускается применять технические средства регулирования дорожного движения, нерегламентированные действующими межгосударственными и (или) национальными стандартами. Например, знак «Искусственная неровность», в народе именуемый «лежачий полицейский», у нас применяется в двух вариантах –  треугольник, красная окантовка, белый фон или квадрат, синяя окантовка…

 – А вот знаки «Главная дорога» и «Конец главной дороги» установлены на ул. Тәуелсіздік с нарушениями. Как мне объяснили, свето­отражающая пленка на знаках некачественная. Мы немедленно направим в отдел ЖКХ предписание, нарушение устранят, – сказал Алексей Милюк.

После разговора с Алексеем Казимировичем, мы позвонили в отдел ЖКХ.

– Не может быть такого, что окантовка золотистая, возможно, знаки выгорели на солнце, – предположили там. – Отправим на место подрядчика, он проверит, если есть нарушение, знаки заменят.

В этот же день возле здания бывшей филармонии и «Медеу» появились знакомые всем знаки приоритета.

Интересно, что после обнародования этой ситуации в соцсетях, читатели сообщили в Instagram «НК», что «Главная дорога» с золотистой окантовкой установлена на протяжении всей улицы Энергетиков, что в жилом массиве Амангельды (бывший Красный Партизан). Поехали. Проверили. Нашли парочку таких же знаков. Адрес передали в отдел ЖКХ. Обещали заменить.

Здесь же мы увидели много знаков «Пешеходный переход», которые уже стали покрываться ржавчиной.

ЗНАКИ И РАЗМЕТКА ДОЛЖНЫ ДРУЖИТЬ

А на деле они нередко оповещают водителей о совершенно противоположных действиях. Так, жительница Костаная Валентина Атаман попросила «НК» разобраться с ситуацией возле магазина «Элита».

– Если выезжать со двора, там стоит знак «Движение направо». Но разметка на проезжей части по ул. Тәуелсіздік такая, будто можно повернуть и налево тоже. Прерывистая. Водитель может не обратить внимания на знак, а увидеть только разметку. Как итог – нарушение ПДД, – отметили женщина.

О нестыковках знаков и разметке возле городской больницы нам также сообщил читатель. Решили проверить.

Двигаясь из центра в сторону железнодорожного вокзала по пр. Аль-Фараби, ближе к ул. Темирбаева, действительно, кажется, что здесь что-то намудрили… Не доезжая перекрестка, стоит знак «Начало полосы», а через пару метров – «Направления движения по полосам». Но старший госавтоинспектор ОДТИ ОАП УП Костаная капитан полиции Магжан Олжабай объяснил, что здесь нарушений нет, знаки установлены правильно, разметка им тоже соответствует. Водителям надо быть просто внимательнее.

Особенно волнует многих костанайцев ситуация, складывающаяся на перекрестке пр. Назарбаева – ул. К. Доненбаевой. Здесь часто происходят дорожно-транспортные происшествия.

– Можно сказать, что там практически каждый день меняют знаки, не успеваем к ним привыкать, – отмечают водители.

Как оказалось, этот участок самый проблемный в городе. Поток машин очень большой.

– В экспериментальном порядке мы меняем движение по полосам, чтобы понять, как снизить на этом перекрестке аварийность. Ранее, если ехать со стороны центра по пр. Назарбаева, можно было с двух полос повернуть только налево – на ул. К. Доненбаевой, и с двух – двигаться прямо. Сейчас же оставили одну полосу для движения налево, рядом полоса разрешает поворот как налево, так и движение прямо. Еще две полосы – прямо. Посмотрим, какой это даст результат, – говорит Магжан Олжабай.

К слову, пока мы стояли на этом перекрестке на светофоре (только в обратном направлении), заметили несколько машин, которые совершили разворот на этом участке дороги. Хотя рядом с «трехглазым» висит знак «Разворот запрещен». То есть сами водители создают аварийные ситуации и нарушают правила, не обращая внимания на знаки.

Также на пр. Назарбаева, ближе к Федоровской трассе, знаки «Начало населенного пункта» и «Конец населенного пункта» должны находиться на противоположных сторонах дороги. Однако между ними больше двух километров. В пресс-службе областного департамента полиции сообщили, что знают об этой проблеме, уже даже отправлено предписание в отдел ЖКХ на приведение в соответствие указанных дорожных знаков.

– В настоящее время разрабатывается ПСД с расширением полос – с двух до четырех – в данном направлении. Также здесь предусмотрена установка светофорных объектов и пассивных элементов защиты безопасности (ограждений). Реконструкция планируется в следующем году, – отметили в ведомстве.

СПРЯТАЛИСЬ ЗА ВЕТКАМИ

На одной из главных артерий города – пр. Абая, казалось бы, наладили дорожную инфраструктуру. Здесь и новое асфальтовое полотно, и знаки, и разметка… Но недочеты мы все-таки нашли.

Приближаясь к светофору, находящемуся рядом с фитнес-клубом Fitnation, если ехать со стороны центра, можно заметить, как хвойные ветки закрывают знак «Направления движения по полосам». Его полностью становится видно только возле стоп-линии.

– Аналогичная ситуация складывается и на перекрестке пр. Абая – ул. Баумана. Почему бы не сделать растяжки над дорожным полотном, чтобы было видно издалека? – предлагают наши читатели.

Мы передали пожелания наших читателей в департамент полиции.

Стоит также отметить, что впервые на проспекте Абая появились так называемые «островки безопасности». Находятся они рядом с академией МВД РК. С помощью красных «островков» полицейские надеются призвать водителей быть более внимательными. Ранее подобное рисовали рядом с кольцевыми развязками, например, на ул. Карбышева, где стоит памятник Жанибеку батыру.

НАРУШИТЕЛИ ПОД ПРИЦЕЛОМ

Старший инспектор группы организации надзора за дорожным движением УМПС ДП области Вадим Исаев сообщил, что нарушителей разметки и дорожных знаков в Костанае стало больше. Только с начала года к административной ответственности по ст. 601 КоАП РК было привлечено 4569 человек. За аналогичный период 2022-го – 2821.

– Правила маневрирования нарушил 2041 водитель (в прошлом году – 1407), за выезд на полосу встречного движения наказаны 74 костанайца (в 2022 – 75), за проезд на запрещающий сигнал светофора – 1247 (в 2022 – 1082). Нарушили правила проезда перекрестков в этом году 2659 человек, в прошлом году – 2050, – отмечает Исаев.

А вот лихачей в городе стало меньше. Если в 2022 году к ответственности за нарушение скоростного режима были привлечены 66 779 водителей, то в этом году – 48 701.

Наказывают полицейские и пешеходов. По ст. 615 КоАП РК «Нарушение правил движения пешеходами» оштрафованы 4477 человек (3659 в прошлом году).

К слову, проехавшись по городу, мы сделали вывод, что в этом году в сфере дорожной инфраструктуры произошел прорыв в сторону улучшения. Конечно, есть нестыковки и недочеты, но, как показала практика, ответственные ведомства стараются быстро их устранять. Главное, подмечать такие вещи и оперативно сообщать в полицию и отдел ЖКХ. Если так дело пойдет и дальше, то постепенно на дорогах установится порядок.

Валерия ВАХНЕНКО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77