В текущем году обладателями финансовых грантов стали 19 предпринимателей со всего региона, пять проектов были поданы из областного центра. Требования комиссии прежние: новизна, конкурентоспособность и готовность проекта к внедрению.
КАК ПОЛУЧИТЬ ГРАНТ?
Напомним, государственные гранты для реализации новых бизнес-идей выдаются в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021 – 2025 годы.
По данным управления предпринимательства Костанайской области, комиссией также оценивается наличие собственной инфраструктуры, преимущества проекта в сравнении с аналогами, экономическая целесообразность, презентация проекта. По этим критериям каждому проекту присуждаются баллы. Максимальное число, присваиваемое членом комиссии по одному проекту предпринимателя, составляет 70 баллов. По итогам голосования количество баллов, выставленных членами комиссии, суммируется и определяется итоговое решение.
В текущем году общая сумма финансирования составила 84 млн тенге, включая 30 млн для молодых предпринимателей до 29 лет. В следующем году на эти цели бюджетом предусмотрено 86,4 млн тенге, на которые планируется поддержать ориентировочно не менее 18 идей.
Проекты были отобраны комиссией в конце сентября, максимальная сумма гранта – 5 млн тенге. Для одних предпринимателей эти средства станут основой для своего начинания, для других – вложением в дальнейшее развитие бизнеса.
Накануне мы встретились с несколькими предпринимателями и познакомились поближе с их делом.
РОЖДЕНИЕ БРЕНДА
Так совпало, что все герои нашего материала – молодые женщины. Всех их объединяет, что в бизнесе они не более четырех лет, несмотря на относительно короткий срок, они успешно развиваются и даже выходят на международный рынок. Каждая наша собеседница получила финансирование в размере 5 млн тенге. Одна из них – Асель Беисова, у нее одноименный бизнес в сфере производства детской одежды.
Наша собеседница по образованию финансист, однако со школьных лет увлекалась шитьем, тягу к рукоделию ей привили родители.
Более пяти лет назад, находясь в декретном отпуске, девушка решила занять себя полезным делом – шить одежду для своих и детей родственников. Сначала это занятие больше походило на хобби, однако вскоре женщина решила реорганизовать свое занятие в полноценный бизнес.
– Мою идею с большим энтузиазмом поддержали супруг и родители, – вспоминает предпринимательница. – Тогда мы жили в Костанае, одна из небольших комнат нашего дома была адаптирована под швейных цех. Первыми изделиями были детские трикотажные вещи. Их покупали в основном родственники и их знакомые. Вскоре свою роль сыграло сарафанное радио, соцсети и сайты объявлений.
Постепенно спрос увеличивался, расширялся производственный штат и ассортимент. Секретом успеха стало высокое качество изделий, при этом цена на них была на уровне рыночных.
Важный аспект: Асель Беисова является мамой четверых детей и одежду она разрабатывает, исходя из своего опыта. В изделиях исключаются различные недочеты, которые могут доставлять неудобство ребятишкам при носке.
Сегодня цех предпринимательницы находится в арендном помещении в Тобыле. Производство налажено по конвейерному типу, в цеху работают 7 высококвалифицированных специалистов. Вещи шьются для детей от 1 года до 6 лет. Производственная мощность составляет 6000 изделий в год. Сюда входят зимние куртки, комбинезоны, трикотажные костюмы и другие предметы гардероба.
Свое дело предпринимательница начинала на собственные средства. В этом году она решила обратиться за господдержкой, чтобы масштабировать свой бизнес. Асель Беисова написала качественный бизнес-план, продуманный до мелочей, что позволило ей получить финансовый грант.
– Это окажет мне огромную помощь, – делится Асель. – На полученные средства мы планируем приобрести швейные машинки и раскройный станок, чтобы усовершенствовать и модернизировать наше производство. В планах расширить штат, также собираемся подыскивать более просторное помещение. В перспективе хотелось бы производить одежду для молодежи и более взрослого поколения. Я считаю, не нужно бояться начинаний, если есть желание. Надо идти и делать, тем более для тех, кто хочет работать в бизнесе, государство оказывает поддержку.
Продажи предпринимательница в основном осуществляет через маркетплейсы, чаще всего оптом, реже в розницу. Были индивидуальные заказы из Южной Кореи, ОАЭ, Катара, США, но основная часть товаров расходится по Казахстану и соседним странам. Торговые точки также есть в Костанае и Уральске.
ОТ ЧАЯ ДО ЭКОКОСМЕТИКИ
Этот человек уже известен нашим читателям. Анастасия Кравченко следует знаниям своих предков, она опытная травница в четвертом поколении.
Настя – программист, однако последние три года стала всерьез увлекаться экопродукцией, что переросло в бизнес-идею. Она создает чаи из местных трав, листьев деревьев, ягод и цветов, сыродавленное масло, глинтвейн-наборы и другие продукты. Раньше все это изготавливалось для личных нужд, однако теперь экопродукцию могут приобрести все желающие.
– Все началось в 2020 году, когда мы с супругом приобрели для наших детей сушилку для фруктов, – говорит собеседница. – Травяной чай пили всегда, но благодаря созданию бренда углубились в знаниях о правильном купажировании и совместимости трав. Все как-то пошло само собой. Мы решили рассказывать о своих ценностях и продуктах в соцсетях, постепенно пошли заказы как от друзей, так и от подписчиков. Сейчас я стою на пороге обучения, хочу получить диплом фитотерапевта.
Параллельно с продуктами питания Кравченко начала производить крафтовую экокосметику. Ранее, увлекшись созданием домашних уходовых средств для себя и семьи, она обучалась на специальных курсах, после приобрела формулу для производства твердого экошампуня. В ассортименте есть и другие изделия – гидролат (цветочная вода), убтан (порошок для умывания, готовится из натуральных компонентов), травяные свечи и даже дезодорант. Товар гипоаллергенный.
Сегодня Анастасия считает себя больше предпринимательницей, чем дизайнером. Хотя творческие знания ей очень помогают в оформлении своей продукции. Стикеры, наклейки и обертки для экокосметики – все это собственная разработка.
Для развития своего бизнеса девушка рискнула поучаствовать в конкурсе грантового финансирования и по итогу успешно прошла отбор при высокой конкуренции.
– На полученный грант планирую приобрести, производственные мельницы, вытяжки, фотоаппартуру и гидролаторы, – делится предприниматель. – Это сложное оборудование, которое позволяет добывать эфирное масло из растений. Выпускаются такие агрегаты только в Украине, откуда мы уже ждем свой заказ. Эфирное масло – очень перспективная ниша на рынке косметики, так как у нас много доступного качественного сырья, которое растет повсеместно.
В ближайшее время Анастасия планирует провести клинические испытания своей продукции. После процедуры сертификации косметика будет в свободном доступе. Один из главных ориентиров – выход на маркетплейсы. Название ИП – Etnobotanica.
ЗЛАКОВАЯ СЛАДОСТЬ
Преподавательница одного из вузов Костаная Гульнур Какимбек с детства тяготеет к казахской национальной кухне, особенно к кисломолочным продуктам и десертам.
В 2020 году она решила выставить в соцсетях объявление о продаже курта и жента. К ее удивлению, клиенты нашлись быстро. Это и дало толчок для бизнес-идеи. Уже вскоре она решила проработать ассортимент и расширить продажи, благо был постоянный спрос.
В прошлом году Гульнур решила поучаствовать в конкурсе грантового финансирования, однако бизнес-план комиссию не убедил. Начинающая предпринимательница не опустила руки, сделала выводы, доработала бизнес-план и в этом году снова попытала удачу. На этот раз все получилось.
Жительница Костаная ставит упор на производстве жента. Эту сладость, пожалуй, любят все, кто живет в Казахстане. Те, кто впервые попробует этот десерт из пшенной крупы, скорее всего, сразу полюбит его.
На полученные средства Какимбек планирует приобрести специальную аппаратуру, благодаря которой производство жента увеличится в пять раз. Особенностью машины является автоматизированное глазирование.
Каждый кусочек десерта покрывается шоколадной, сахарной, белой, молочной и другой глазурью. Пока команда предпринимательницы проводит эту тонкую работу вручную, в среднем в месяц в цеху выпускается около 900 кг. Аппаратура сможет производить 300 кг в день.
– Основными клиентами, помимо жителей нашего региона, являются заказчики из Астаны, Караганды, Тараза, Усть-Каменогорска и других городов и областей Казахстана, – информирует бизнесвумен. – Бывают отправки и в дальнее зарубежье. К примеру, у нас есть постоянный клиент, который передает посылкой нашу продукцию своим сыновьям, студентам США. Очень приятно знать, что костанайский жент знают в Америке и других странах.
Найти продукцию нашей героини можно под названием Qazaq brend, точка розничной реализации находится по адресу: ул.Павлова, 64.
Асхат НУРТАЗИН,
фото Абиля ДОЩАНОВА,
Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77