Костанай и костанайцы Социум

Три участника проекта «Сочиняй мечты» познакомились с иппотерапией

Лечебная верховая езда в целом полезна для любого человека, а вот детям с особыми потребностями и вовсе дает мощный импульс для развития

Покататься на лошади нашим подопечным Татьяне Седешевой, Томирис Кенжетаевой и Руслану Шемису удалось благодаря человеку с большим сердцем, иппотерапевту Ильмире Карибжановой. Девушка для участников нашего проекта впервые провела занятия на крытом конном манеже в Заречном. Он появился в Костанайском районе в конце августа.

Чувствуешь себя нужным

Раньше Ильмира вела занятия на свежем воздухе в конном клубе «Амиго», но с открытием манежа возможности расширились: не мешают ни ветер, ни дождь, ни палящее солнце. Зимой помещение отапливается, поэтому иппотерапией можно заниматься круглый год. Важно, что тут для особенных деток созданы все условия: есть оборудованные туалеты, раздевалки и душ.

Чтобы детям было удобно садиться на лошадь, Ильмира соорудила самодельную лестницу. В идеале нужно иметь монтуар – специальный помост с пандусом, но это в планах.

Чем именно полезна иппотерапия? Тренер отмечает, что практика обязательно проводится без седла, чтобы наездник чувствовал колебательные движения лошади, дающие импульсы телу, напоминающие массаж. Во время езды начинают работать все мышцы, даже те, которые в повседневной жизни не задействуются.

– Еще у лошади температура тела примерно на 1,5 градуса выше, чем у человека. За счет этого тепла и движений животного расслабляется спастика у деток с ДЦП, – подчеркивает иппотерапевт. – Кроме того, такая езда благоприятно влияет и на психо-эмоциональное состояние. Вы начинаете чувствовать биополе лошади, даже если просто стоите рядом и гладите. У детей верховая езда развивает чувство ответственности, поднимает настроение. Так как ребенок руководит лошадью, он ощущает себя нужным. Это особенно важно для деток с инвалидностью.

Ильмира говорит, что первые минут десять вы можете чувствовать напряжение в теле и страх, но к 20-25 минуте обязательно расслабитесь.

Мама, я на коне!

Больше всех поездки на манеж ждали Кристина Шемис и ее одиннадцатилетний сын Руслан. У мальчика ДЦП, спастическая диплегия. Ребенок получил травму при рождении, диагноз ему поставили уже в первые дни.

Кристина приехала с сыном на такси. Так как не каждая машина вмещает инвалидную коляску, пришлось практически нести сына на руках. Обычно мама берет мальчика под руки и поддерживает, чтобы Руслан мог сам делать шаги. Так они и дошли до Ильмиры и скакуна Малыша. Этот конь с шикарной гривой и добрыми глазами сделал несчетное количество кругов по манежу, покатав и детей, и взрослых.

Так как Руслан сам не держит спину, на лошадь его посадили в положении полулежа. Мальчик взялся за удила, а сзади, чтобы поддерживать ребенка, села я, так как Кристина не смогла побороть страх верховой езды. Руслан, кстати, был не против. Он согласился быть в любом положении, лишь бы покататься! Малыш таким раскладом, к нашему удивлению, остался недоволен и мягко намекнул, чтобы я ушла. Видимо, два наездника ему не по нраву. Пришлось сойти. Ильмира, поддерживая Руслана сбоку, начала занятия.

Был ли рад мальчик? Очень! Испытывал ли страх? Судя по улыбке, вовсе нет. Только представьте эмоции ребенка, который большую часть времени проводит в инвалидной коляске и теперь стал наездником. Это непередаваемо! Мама Руслана опасалась, что сын может упасть или лошадь его скинет, но Малыш вел себя правильно.

Кристина Шемис проделала большой путь, чтобы научить сына сидеть и держать голову. Мальчик занимается и дома, и со специалистами на платной основе, также посещает курсы реабилитации от государства. Он пережил даже операцию, чтобы держать ножки прямо и встать на стопу.

– Сын все понимает, память у него хорошая, но говорит плохо, – отмечает Кристина. – Как мама я понимаю его с полуслова. Он старательно занимается, его все хвалят. Думаю, что это главное и у нас все получится.

Руслан – мальчик активный. Пока погода позволяет, они с мамой ездят на мероприятия, гуляют, но когда придет зима, ребенок большую часть времени будет проводить дома. А все потому, что инвалидная коляска не едет по снегу, а какие-либо специальные сани для подростков с особенностями государство не выдает. Экономия или равнодушие, что это? Транспорт, конечно, можно купить, но вот только это дорого. Кристина и так за свои деньги приобретает обычные коляски для сына, потому что выдаваемые государством неудобные и элементарно не подходят по размерам. Вот вам и помощь…

Сильная Томирис

Гульнур Кенжетаева – мама пятерых детей. На манеж она привезла сразу четырех дочек. По очереди на коня запрыгнули пятилетняя Каусар, семилетняя Адия, девятилетняя Медина. Последней каталась Томирис. Девушке 23 года, у нее ДЦП, спастико-гипотоническая форма тяжелой степени.

За Томирис переживали на манеже все. Руслана было легче посадить на лошадь, чем девушку. Малыш тоже нервничал, поэтому дергался и даже не хотел подходить к пандусу.

Гульнур на руках поднимала дочь по лестнице и вместе с соцработником Надеждой (она тоже пришла поддержать Томирис) пыталась посадить на лошадь. Когда несколько попыток оказались тщетными, решили отказаться от этой затеи. Гульнур хотела уже спустить дочь в коляску, как вдруг Томирис расплакалась. Это были слезы обиды. Она так близко подошла к мечте, желаемое было совсем рядом…

В этот момент Ильмира решила, что девочка во что бы то ни стало должна сесть на коня. Мы вызвали на помощь крепкого мужчину. Несколько минут, и все получилось! Томирис, как и Руслан, в положении полулежа оказалась верхом на Малыше. Девочку с одной стороны держала мама, с другой – Ильмира.

Эмоции Томирис, когда закончилась поездка, не описать. Она смогла! Этого не понять тем, кто делает привычные, но столь важные действия: стоять, ходить, говорить, самостоятельно одеваться.

После на коня села и Гульнур. Маме тоже нужна была иппотерапия, чтобы расслабиться и ощутить восторг. Женщины, воспитывающие особенных детей, достойны особого восхищения и уважения. Эти мамы в буквальном смысле носят своих детей на руках.

Мы поговорили с Гульнур. Оказалось, что недавно многодетная семья получила новую квартиру от государства. Спустя 17 лет ожидания и переездов. За эти годы Кенжетаевы даже успели пожить на даче и в социальном общежитии.

Теперь у Томирис есть своя комната. Девочка обожает своих сестренок, любит смотреть исторические фильмы, серфить в интернете и имеет страницы в соцсетях. Томирис с трудом говорит из-за спастики, но все понимает и даже пишет посты в Инстаграм.

– Ее научили печатать, считать, она знает алфавит. Я думала, что дочь не справится, а она сидит в соцсетях, пишет, не боится! Причем еще и мне объясняет! – улыбается мама. – Печатает только левой рукой. Получается не с первого раза, телефоны даже ломала, но не сдается!

Вернемся к Малышу

Успешно езда удалась лишь 17-летней Татьяне Седешевой. У подростка умственная отсталость, но это не мешает ей учиться и активничать. На лошади Татьяна уже каталась, но вот иппотерапию опробовала впервые.

Впрочем, и для Малыша занятие с особенными детьми было в новинку. Этот необычный доктор в надежных руках Ильмиры всего 1,5 месяца.

Прибыл он из района и теперь активно обучается взаимодействию с детками. Специалист уже приучила коня к манежу и пандусу. Скоро Малыш будет настоящим профессионалом.

К слову, во время иппотерапии дети не просто катаются, но и в зависимости от состояния здоровья выполняют разные физические упражнения. Их Ильмира опробовала на младших дочках Гульнур. Девчонки отлично справились.

Можно ли посещать иппотерапию бесплатно? Ильмира Карибжанова надеется, что в 2024 году государство выделит на это финансирование в рамках госсоцзаказа. В других городах Казахстана такое уже практикуется.

Пока что она занимается этим в частном порядке – 25 минут стоят 5500 тенге. Подробнее об этом в Инстаграм на странице @the_sarbaz_horse или по номеру 8 702 860 53 83.

Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77