Эта экскурсия получилась одной из самых теплых и душевных. Кстати, 12 по счету за 12 месяцев. Символично!
Некоторые наши детки мечтали увидеть самолет изнутри, посидеть на месте пилота, посмотреть на нос огромной железной птицы и подержаться за штурвал. К сожалению, договориться с авиакомпаниями нам пока не удалось, но на просьбу порадовать детей откликнулся руководитель РГП «Казаэронавигация» Тлеген Бауржанович Атамбаев. Он вместе с коллегами провел наших героев туда, где все начинается и заканчивается, – авиадиспетчерский пункт, и показал взлет и посадку самолета.
На этот раз мы не хотим в подробностях рассказывать о диагнозах деток, вдаваться в детали лечения и говорить об их проблемах. За год мы уже достаточно это сделали. Пусть сегодня будет только восторг, радость и положительные эмоции!
Участниками 12 выпуска стали 16-летний Саша Баландин (ДЦП), 12-летний Дидар Сейфулин (аутизм, эпилепсия), 11-летний Нурлан Диас (аутизм) и 6-летняя Алиса Василовская (ДЦП). Все мальчики пришли с мамами – Оксаной, Маншук и Салтанат, а кроха Алиса – с папой Олегом.
ВСЕ СЕРЬЕЗНО И ДАЖЕ ОЧЕНЬ
Когда через пункт контроля и досмотра (стратегический объект все-таки) мы зашли в здание «Казаэронавигации», нас приветствовали сразу несколько статных мужчин – лично руководитель службы Тлеген Атамбаев, председатель профсоюзного комитета авиадиспетчеров Андрей Борисов и начальник службы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) Игорь Кузьмин. Они коротко ввели гостей в курс дела, а потом пригласили прогуляться до главного места, откуда диспетчеры наблюдают за взлетом и посадкой самолетов.
– У нас есть свои воздушные трассы. Их не видно, но пилоты двигаются именно по ним, – рассказал детям Тлеген Атамбаев, показывая карту. – Экипажи перед вылетом приходят сюда, садятся за этот стол и принимают решение о вылете. Наш диспетчер дает всю нужную информацию о полете и маршруте. В каждой области свои нюансы, бывают ограничения для вылета над рудниками, погодные условия могут помешать. Здесь пилоты определяются, по какой трассе лететь, чтобы экономичнее расходовать топливо.
Детей удивило, что у диспетчера брифинга есть прямая связь со всеми диспетчерскими по Казахстану! Одна кнопка, и ты уже на линии.
– У меня ребенок обожает самолеты! Он виртуально летает, виртуально садится, – высказалась мама Диаса Салтанат Абишева.
– У меня тоже! Сын спрашивал: «Мама, а мы летать будем?» – улыбнулась Маншук Сейфулина.
– Если бы у нас была возможность посадить всех в самолет, мы бы с удовольствием это сделали, но мы их только обслуживаем, – отметил Тлеген Бауржанович. – Но сегодня постараемся сделать максимум, чтобы детям все понравилось.
После мы прошли в небольшую комнату с несколькими мониторами. На экранах было что-то похожее на контурные карты. Как выяснилось, синоптические. Здесь специалисты составляют прогнозы, чтобы обеспечить безопасность полетов. Заведует метеослужбой Людмила Глотова.
– Это наш мозговой центр! Здесь можно узнать погоду по всему миру, про любую точку спросите, вам скажут! – заверил Тлеген Атамбаев.
Погоду определяют именно для аэродрома, не для города, в расчет еще берется высота, на которой летают самолеты. Людмила Глотова рассказала, что у них в поле как наблюдатель сидит техник-метеоролог, он передает данные в мозговой центр, а дежурный синоптик (в день нашей экскурсии это был Сергей Володько) их обрабатывает и составляет прогноз.
– При температуре -35 мы даем предупреждения, а авиакомпания смотрит по своим ограничениям и принимает решения об отмене рейсов, – продолжила Глотова. – Летом при +30 мы тоже даем предупреждение. Температура влияет на взлет и посадку.
Ребята посмотрели на чудо-карты, где были показаны циклоны, антициклоны, направление ветра, попытавшись прочитать прогнозы, зашифрованные международным кодом METAR. Между прочим, чтобы все это уметь и знать, нужно учиться пять лет. Нелегкое дело.
Следующим в свою специфику наших героев посвятил начальник службы ЭРТОС Игорь Кузьмин. Он на аэродроме отвечает за оборудование связи, навигации и радиолокаторы. Нам очень повезло: детей запустили в святая святых диспетчерского пункта – линейный аппаратный зал. Там море «железа», которое связано со взлетом и посадкой бортов. Все гудит, жужжит, греется. В комнате очень жарко, оборудование работает без перерывов.
– У нас тут несколько источников энергии: если пропадет электричество, включается дизельный генератор. Есть еще два дополнительных аккумулятора, – подчеркивает Игорь Кузьмин.
В линейном зале тоже есть мониторы со множеством треугольников на карте. Это самолеты, которые сейчас находятся в воздухе. Локатор отображает их в радиусе 450 км. Среди прочих был и тот, который показали нашим детям!
МАМА, ОН ЛЕТИТ!
Есть интересная традиция аплодировать пилотам, когда самолет совершил посадку. Думаю, надо еще сказать спасибо и диспетчерам, которые обеспечивают благополучное приземление.
Наконец, юные гости с родителями поднялись на последний этаж пункта – большой «аквариум» с панорамными окнами, откуда диспетчеры круглосуточно обеспечивают посадку и взлет самолетов. Здесь тоже мы увидели много мониторов, всевозможные панели с кнопочками, старые телефонные трубки, по которым держат связь с экипажами, и даже бинокль, чтобы лучше видеть. Вот это был восторг!
Руководитель полетов службы обслуживания воздушного движения Дмитрий Тесленко пригласил ребят подойти поближе, чтобы все рассмотреть, разрешили даже взять бинокль. Потом веселье и гул стихли: присутствующих попросили не разговаривать, когда экипаж связывался с диспетчером. Разговор шел по-английски. Все послушно замолчали. Напряжение было, как в операционной.
Когда сеанс связи закончился, мы подошли к окну. Спустя несколько минут показался самолет, шедший на посадку. При ярком свете солнца в морозный день (дело происходило 14 декабря) мы наблюдали с вышки прилет борта FlyArystan из Астаны. Честно, мурашки по коже!
Саша схватился за бинокль, а потом долго махал самолету. Дидар, до этого момента все время интересовавшийся процессом, притих в изумлении, а
Диас включил на телефоне звук двигателя, чтобы картинка была реалистичнее. Мамы снимали все на телефон, следили за детьми и не могли скрыть счастья.
Алиса – самая маленькая, но в то же время самая сильная девочка, – стояла ближе всех к окну. Ребенок пока передвигается с помощью ходунков, ей было тяжело, но Алиса держалась, папа Олег ей в этом помогал.
Когда нам предложили дождаться взлета этого же борта, детки с радостью согласились. Провели мы на вышке диспетчеров, наверное, больше часа. Приветствовали самолет, потом его же проводили, еще диспетчерам похлопали! Спасибо вам за работу и доброту к особенным деткам!
В конце нашей экскурсии случился неожиданный сюрприз: гостям вручили новогодние кульки! К Алисе подошел Андрей Владимирович, наклонился и положил ей пакетик в руки!
– Здоровья тебе! Чтобы росла крепкой на радость родителям, – пожелал Андрей Борисов.
Это был самый трогательный момент! Автор этого материала и мамы еле сдержали слезы. Маншук Сейфулина на прощание сказала важную вещь: «Многие наших детей боятся и не подпускают к себе, а вы доверились им, отнеслись как к обычным. Спасибо вам!»
«НК» выражает благодарность за организацию экскурсии руководству аэропорта. Благодаря этим людям мы получили пропуск на территорию объекта.
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77