По информации Telegram-канала DataHub, потребительские цены на машины в декабре прошлого года в среднем снизились на 2,5% к ноябрю (данные Бюро национальной статистики). Нынешние темпы падения оказались самыми высокими с весны 2015 года.
ОБЗОР РЫНКА
2023 год стал рекордным для автомобильного ретейла нашей страны. По данным Казахстанского автомобильного союза (ҚАО – Қазақстанның автокөлік одағы – прим. ред.), только за 11 месяцев дилеры реализовали 175 255 машин. К слову, сюда входят не только легковые автомобили, но и коммерческая техника, грузовики и автобусы. Это больше на 70% в сравнении с октябрем 2022 года.
В целом стабильный спрос на авто наблюдается в РК в течение последних шести лет, исключением стал лишь 2022 год, когда на авторынке отмечался дефицит.
Согласно предварительной оценке экспертов ҚАО, в ноябре 2023 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в Казахстане упала на 2,3% и составила 14 млн 810 тыс. тенге против 15 млн 160 тыс. тенге в 2022 году.
В ноябре прошлого года популярными брендами у покупателей стали Chevrolet (4243 ед.), Hyundai (3605 ед.), KIA (2101 ед.), Toyota (1252 ед.) и Chery (1218).
Самыми продаваемыми моделями авто значатся Chevrolet Cobalt – 2911, Hyundai Tucson – 1068 и набирающий популярность Chevrolet Onix. Востребованы у автолюбителей также Hyundai Santa Fe – 759, Chery Tiggo 2 – 609, KIA Sportage – 596, KIA Cerato – 555, Hyundai Elantra – 485, Toyota Camry – 480 и JAC J7 – 410.
Всего же по итогам одиннадцати месяцев в РК было произведено 136 909 единиц транспортных средств всех видов и типов (+37,4%) на сумму свыше 1,65 трлн тенге. Доля автомобилестроения в машиностроении – 44,9%.
В ҚАО корреспондентов «НК» проинформировали, что основной объем приходится на легковые автомобили – 124 491 ед. (+37,6%). Производство грузовиков по итогам 11 месяцев выросло на 21,7% – 8 201 ед. Кроме того, выпущен 2 621 автобус (+134%), 1 056 ед. прицепов и полуприцепов и 540 ед. прочей специализированной техники.
По итогам одиннадцати месяцев 2023 года в Костанае (Allur) произведено 82 854 ед. техники (+38%). В Алматы (Hyundai Trans Kazakhstan, Hyundai Trans Almaty) выпущено 46 159 (+35%) легковых и коммерческих автомобилей. В Семее (СемАЗ, Daewoo Bus Kazakhstan) – 3 876 ед. коммерческой техники (+64,3%). В Карагандинской области (QazTehna) – 1 405 ед. техники (+229%). В Кокшетау (КАМАЗ-Инжиниринг) произвели 1200 ед. коммерческой техники (+4,1%).
ЧТО В КОСТАНАЕ?
Точные данные по самым продаваемым авто в Костанае, к сожалению, узнать не удалось, так как единой информационной базы нет.
Логично предположить, что у нас популярны авто, как и по всей республике, среднего ценового сегмента.
В настоящее время автосалоны предлагают ряд моделей по ценам со скидками. Корреспонденты «НК» посетили автосалон «Автодом», здесь мы обратили внимание на модельный ряд бренда JAC.
Так, одной из привлекательных в плане скидок от исходной стоимости стал седан JAC J7. В настоящее время эта модель реализовывается в одной и самой максимальной комплектации – Luxury CVT New, начальная стоимость – 11 090 000 тенге, цена со скидкой – 9 290 000.
Обращает на себя внимание и компактный кроссовер JAC JS4, стоимость комплектации Intelligent – 9 890 000 тенге (прежняя цена – 11 890 000 тенге).
Кроссовер JAC JS6 отдают за 12 390 000 тенге (прежняя стоимость – 13 990 000 тенге).
Покупатели есть, люди приезжают, прицениваются. Так, Тимур Кожубаев рассказал, что недавно продал свой автомобиль, у которого он был не первым хозяином и сейчас намерен купить новую машину.
– Уже не хочется ездить на подержанных автомобилях, – делится житель города. – На рынке есть выгодные ценовые предложения. Привлекают и условия приобретения машины в рассрочку. Вместе с моделями компании JAC я рассматриваю авто марки Geely, а также Jetour. Ориентируюсь на свои финансовые возможности.
В автосалоне Changan при «Автодоме» мы побеседовали с еще одним потенциальным обладателем нового авто – Евгением Макеевым. Как выяснилось, мужчина планирует в ближайшее время приобрести китайский кроссовер с 2-литровым турбомотором Changan UNI-K.
Костанаец тщательно промониторил цены на авто за 2023 год, в частности на Changan UNI-K в комплектации Tech. Еще в апреле 2023 года эта модель стоила 20 990 000 тенге. В настоящий момент она заметно ниже.
– Сейчас скидка достигает трех с половиной миллионов тенге, – констатирует собеседник. – Цена составляет – 17 490 000 тенге, для меня вполне приемлемо. Особенно привлекает то, что этот автомобиль можно приобрести по действующей цене как за наличные, так и в кредит или на обмен.
ИТОГ
Руководитель отдела маркетинга группы компаний «Автодом» Ольга Ли проинформировала, что в конце прошлого года, действительно, отмечалось небольшое снижение цен на автомобили.
– На это в большей степени повлияло увеличение брендов на первичном рынке Казахстана, как следствие конкуренции – акционные предложения, скидки и бонусы для клиентов, – говорит специалист. – Что касается будущего, то делать какие-то прогнозы в нынешних условиях сложно.
Помнится, подводя итоги 2022 года, эксперты говорили, что «дорого и дешевле уже не будет». Но, как видите, через год ситуация изменилась. На сегодняшний день при покупке нового автомобиля у костанайцев есть возможность сделать выбор из более чем двадцати официально представленных брендов. Восемь из них – у нас в «Автодоме». Будем верить в лучшее и надеяться, что мы и дальше не перестанем радовать наших клиентов большим выбором товара и различными интересными предложениями.
Директор Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка Артур Мискарян в беседе с «НК» прокомментировал, что в последние дни было много обращений журналистов по поводу того, как изменились цены на автомобили, в частности, за ноябрь и декабрь.
– Надо понимать, что 300-350 тысяч тенге (660-770 долларов) в среднем – это не «резко упали цены», «резко подешевели автомобили» или что-то в таком роде, как пишут в заголовках СМИ, – объясняет Мискарян. – Произошла коррекция. Давление дефицита, по большому счету, спало. У некоторых дилеров сформировались запасы. Кроме того, не стоит забывать об обновлении модельного ряда: в этом году оно будет у нескольких популярных моделей разных марок. Сама по себе такая корректировка цен к концу года это нормальное явление: надо закрывать планы, обновлять склады.
Специалист отметил, что отечественный авторынок не видел такого уже около четырех лет.
– Почему? Все дело в том, что с конца 2019 года мировой авторынок пребывал в состоянии жесткого дефицита. Пандемия, логистика, политика… Отсюда эмоциональная реакция СМИ, – подытожил собеседник.
Асхат НУРТАЗИН,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77