Поводом для написания публикации послужило обращение читателя, который разнес в пух и прах деятельность учреждения: еда несытная, постельное белье старое, на балкон не выйти, лекарств нет. Так ли все плохо? Полный расклад по всем вопросам «НК» предоставил главврач больницы Владимир Шатерников
Отметим, он у руля главного городского медучреждения без малого полгода. Сам Владимир Владимирович признается, что все еще вникает в некоторые моменты и прислушивается к коллегам, которые здесь работают давно.
– В принципе, проблемы везде одинаковые, что в Костанайской районной больнице (там врач работал до перевода в город – прим. ред.), что в городской. Постепенно все вопросы решаются. Как говорится, Москва не сразу строилась. Нам нужно время, чтобы что-то отладить, что-то сделать, чего-то добиться, – считает Шатерников. – За полгода кардинально ничего невозможно изменить, это нужно понимать, но мы работаем.
НЕХВАТКА КАДРОВ
Острого дефицита специалистов учреждение сейчас не испытывает. Единственное, подчеркивает главврач, не хватало большого количества санитарок – около 50 штатных единиц.
– Тогда мы приняли решение поднять им зарплату, потому что она была действительно низкая – 85-87 тысяч. Повысили до 110 тысяч тенге. Больше не можем из-за кредиторской задолженности, хотя надо бы, потому что работа тяжелая и важная, – рассказывает Шатерников. – Потребность в санитарках все еще есть, но уже не критичная.
Что касается врачей, то штат в целом укомплектован. Активной текучки нет, но, как выражается собеседник, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
– Кто-то приезжий, возвращается на родину, когда отработал свой срок. При мне только один врач уволился, он был из Шымкента, – приводит пример Шатерников.
Однако в скором времени городская больница будет усиленно искать новые кадры, например, анестезиологов и невропатологов. А все дело в том, что в учреждении собираются открывать современное нейроинсультное отделение на месте первого терапевтического. Больница закупила новый ангиограф и планирует проводить операции на сосудах головного мозга. Причем более широкий перечень, чем сейчас берет на себя областная больница.
– Мы решили, что будем забирать всех неврологических больных, а областная больница – кардиологических, – отмечает Владимир Шатерников.
ТАРИФ И ДЕФИЦИТЫ
Второй год подряд медицинское сообщество неустанно говорит о росте кредиторской задолженности. Складывается она из-за низких тарифов, по которым Минздрав оплачивает работу больницам. Разница уходит в долг.
– В этом году, к сожалению, произошло минимальное увеличение тарифа. Он по-прежнему не покрывает наши реальные расходы, – констатирует Шатерников.
Есть ли в связи с этим нехватка медизделий и препаратов? Главврач говорит, что нет. Тем не менее обратившийся к нам в редакцию пациент больницы Виталий Вагнер жаловался, что был вынужден несколько раз сам приобретать катетеры, а также некоторые лекарства.
– Такого быть не может, у нас всего хватает. Бывает, что «СК-Фармация» не закупила какие-то препараты, тогда мы выходим на госзакупки, чтобы на какое-то время закрыть потребность, – объясняет специалист. – Что касается лекарств, то есть перечень, поставляемый «CK-Фармацией», который находится в лекарственном формуляре и имеет медицинскую доказательную базу. Возможно, врачи рекомендовали пациенту взять какой-то препарат дополнительно, для улучшения состояния, который в этот формуляр не входит. Тот же самый «Пирацетам». Здесь уже пациент решает, покупать или нет.
РЕМОНТ НЕ УДАЛСЯ?
В 2022 году помещения городской больницы впервые за 10 лет обновили. Во всех отделениях красили стены, меняли половое покрытие, кафель и т.д. Тогда в «НК» приходили жалобы на неудобства, например, запах краски. Прошел год, стены красят снова. В чем дело?
– Сейчас подрядчик по гарантии устраняет все недочеты. Почти во всех палатах потрескалась краска, – подтверждает главврач. – Они теперь снова работают в корпусах по очереди, поэтому у нас опять переезды.
Не так важно для пациентов, но нужно для работников больницы: долгожданный ремонт прошел и в стерилизационном отделении. Это отдельно стоящее здание, где обрабатывают постельное белье и медизделия. Крыша находилась в аварийном состоянии, были течи. То же самое можно сказать о проводке. Все это обновили, не обошли стороной и внутреннюю отделку. В отделении работают семь человек. В среднем за сутки здесь стерилизуют 40 комплектов постельного белья.
– Еще в конце года мы заменили отопление в нашем центральном здании. Там уже было все изношено и практически в аварийном состоянии, – добавил Владимир Шатерников.
Что насчет закупа нового постельного белья, на которое приходят жалобы?
– Да! И пациенты, и сотрудники об этом говорят, – соглашается собеседник. – В этом году мы постараемся его обновить, все упирается в финансы.
СПАСИБО СПОНСОРАМ
Особенный ремонт сейчас проходит в терапии-1. Как уже писали выше, там планируют разместить нейроинсультное отделение. Восемь палат, плюс ванные комнаты, ремонтируют не просто косметически, а капитально. Это стало возможным за счет спонсоров, которые выделили 15 млн тенге.
Работами занимается местный ИП «Омаров». Обещает все закончить до 1 марта.
– Мебель у нас уже новая, в прошлом году мы закупили 230 функциональных кроватей. Тумбочки обновляли в июне, еще что-то до меня покупали, – показывает Шатерников. – Вообще мы хотели изначально делать ремонт по дизайнерскому проекту, в котором были предусмотрены телевизоры, но это выходило очень дорого. Возможно, кто-нибудь еще нам окажет помощь и тогда все будет.
В общем, пока половина больницы в ремонте, где-то приходится видеть сложенные на балконах матрасы, к примеру. Как раз на это нам пожаловался читатель. Мол, а как свежим воздухом дышать?
– Зимой на балконы и в принципе на улицу пациентов мы не пускаем, не положено, потому что они могут заболеть или травмироваться, – поясняет главврач.
ЧЕМ КОРМЯТ?
Этот вопрос, пожалуй, стоял особняком в жалобе нашего читателя Виталия Вагнера. Мужчина посетовал, что каша была слишком жидкая, обед несытный, а второе и салат положили в одну тарелку… Так как на самом деле кормят в городской больнице?
Владимир Шатерников рассказал, что поставщик по питанию сменился всего несколько дней назад, а на момент получения жалобы работал еще предыдущий.
К новой компании предъявили требования: иметь собственную посуду и столовые приборы, чтобы выдавать пациентам. Кроме того, каждое блюдо должно быть на отдельной тарелке. Это к слову о салате и втором в одной чашке.
– Да, такое могло быть, но это некритично: на одну половину тарелки выкладывают горячее, на вторую – салат. В этом нет ничего страшного, но и такое теперь у нас будет недопустимо, – отмечает диетсестра Алена Морозова.
Если говорить о качестве пищи, то, как заверяют в больнице, перед каждой раздачей еду дегустируют три человека из числа администрации, а Алена Морозова контролирует, чтобы все соответствовало техспецификации.
– Люди должны понимать, у нас лечебная организация, а не учреждение питания. На каждого пациента рассчитаны калории, граммы. У нас вы не найдете жирный плов или суп, сваренный на мясе. Бульон у нас костный. Все умеренно, более диетическое, но питательно, чтобы не навредить, – объясняет диетсестра. – И надо не забывать, что у нас есть несколько столов для пациентов с разными диагнозами. У диабетиков и гипертоников убирают соль, тем, у кого холецистит или панкреатит, – жирное и жареное.
Раз в квартал в больнице пациентам раздают анкеты. Желающие могут высказать свое мнение насчет питания. Алена Морозова говорит, что 90% всегда довольны и благодарят сотрудников за вкусную пищу. Остальные высказывают такие пожелания: пельмени, манты, шашлык… Это не шутка, а выдержка из анонимной анкеты пациента терапии-3. Интересно, какой должен быть бюджет у больницы, чтобы кормить 330 человек шашлыками? Да и к здоровому питанию это не относится.
– Вообще для нас стало удивлением, что кто-то пожаловался на нашу пищу. С августа такого не было, – недоумевает Владимир Шатерников.
Корреспондентов «НК» пригласили лично отведать, чем кормят в горбольнице. Предложили для чистоты эксперимента прийти без предупреждения. Мы заявились в обед 22 января. На кухне нашли диетсестру Алену Морозову и администратора пищеблока Аллу Шукутбаеву, они провели для нас небольшую экскурсию. В тот день в меню были суп-лапша, плов, салат витаминный, кисель. Для «слабеньких», как их называют повара (у кого проблемы с ЖКТ), приготовили геркулесовый суп с яичными хлопьями, полтавку с отварной курицей и компот без сахара.
– Сегодня на завтрак давали сыр, завтра будет отварное яйцо, – рассказывает Алла Шукутбаева. – Наши повара приходят на работу к 5:30. Вся еда готовится непосредственно перед выдачей. Оставлять на завтра ничего нельзя.
В тот день плов и супы отведали 180 человек. Нас с фотокорреспондентом можно к этому числу прибавить. Лапша была вкусной, не жирной, вполне сносной. Плов вообще получился прекрасным. В общем, мы наелись, запив все кружкой киселя.
– По утрам у нас обычно каши. На обед супы, уха, горбушу даже даем с овощами, голубцы бывают. В технологических картах 16 супов и 22 вторых блюда. Из напитков – цикорий, какао, компот, соки, чай, отвар шиповника, кефир, – перечисляет Алена Морозова. – Кстати, пробы каждого блюда у нас хранятся 24 часа.
Конечно, в больницу лучше не попадать, но если такое случится, все условия выздоровления вам обеспечат.
Татьяна ФАЙЛЬ,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77