Эксперты ссылаются на водительскую культуру, светофоры, старые машины…
Аварийная ситуация в Костанае остается на высоком уровне. Только за прошлый год на дорогах города произошло 7 884 ДТП. По статистике, самые аварийные участки – Тәуелсіздік-Абая – 56 аварий, Дзержинского-Назарбаева – 44, Абая-Чкалова – 51.
Первый заместитель начальника департамента полиции Костанайской области Алексей Милюк отметил три решающих фактора аварийности: поведение водителя, пешехода и состояние машины. Но бывают и другие сопутствующие причины. Например, перебои в работе светофоров.
– Это наболевшая тема. Мы долгое время поднимали этот вопрос, и вот сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. В этом году выделяются большие средства на замену всего светофорного оборудования, – рассказывает Милюк. – Я вам приведу простой пример, как корректная работа “трехглазого” могла спасти жизнь. 24 октября 2022 года произошло ДТП с участием маршрута №18. К сожалению, погибла 11-летняя девочка. Водитель завершал маневр и остановиться уже не смог, на разрешающий сигнал, секунда в секунду, пошел ребенок… Если бы между светофором для авто и пешеходным была хотя бы минимальная разница, то автобус успел бы проехать. В настоящее время по такому принципу настроены 30 светофоров из 147 расположенных в городе. Но это капля в море.
С каждым годом в Костанае становится больше машин, на дорогах образуются заторы.
– Если в 2018 году в городе было зарегистрировано 50 630 единиц автотранспорта, то сейчас уже 60 956. И это только официально зарегистрированные транспортные средства. А сколько транзитных машин проезжает у нас ежедневно, мы ведь являемся приграничной областью. Из-за этого зачастую и возникают заминки на проезжей части. Чтобы избежать появления пробок, нам нужно брать примеры с больших городов, где движение регулируют “умные” светофоры. В них встроены камеры, которые следят за плотностью дорожного движения и сами решают, в зависимости от загруженности, сколько секунд зеленого или красного нужно дать. Это увеличивает пропускную способность, – говорит первый заместитель начальника областного ДП. – Еще один яркий пример я увидел, когда побывал в Австрии. Там улочки шириной в одну машину, а транспорта больше, чем у нас, а пробок нет! Он постоянно куда-то растворяется. Дело в том, что они предусмотрели систему одностороннего движения, которая позже дошла и до Казахстана. Костанай идеально подходит для этого, так как у нас весь город построен грамотно, квадратами. Но для этого нужно разработать схему с профессиональными логистами, наобум делать этого нельзя.
Как показывает статистика и личный опыт сотрудников полиции, большая всего в ДТП гибнут водители старых машин, которые не оснащены мерами безопасности.
– Мы сами в свое время допустили массовый ввоз в страну “дешевого мусора на колесах”. Эти машины не соответствуют ни современным требованиям, ни скоростям… Я своими глазами видел, как на Введенской трассе столкнулись Mersedes и LADA Priora. Водитель иномарки даже не пострадал, а в Рriore погибла целая семья, – добавил собеседник.
Высокая аварийность на дорогах сохраняется и из-за поведения водителей, которые чувствуют себя вальяжно, одной рукой крутя руль. Только за 2023 год в Костанае было выявлено около 110 тысяч нарушений ПДД: на запрещающий сигнал светофора выехало 1 882 водителя, на встречную полосу 99 автолюбителей, а 374 костанайца были задержаны за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Причем лишение прав на семь лет не пугает многих водителей. 1 000 местных жителей в 2023-ем отправились за решетку, попавшись без прав и в состоянии алкогольного опьянения повторно. Здесь мы плавно подходим к культуре вождения в нашем городе, которая по мнению многих экспертов находится на низком уровне.
Директор автошколы “Водитель ABC” Юрий Кузнецов считает одной из причин “разбалованных” водителей – низкие требования к получению прав.
– Как можно было допустить самообучение? Как водитель может сдать экзамен на закрытой площадке и сразу же выезжать в город? Об этом никто не задумывается! Я более чем уверен, что в 80% аварий со смертельным исходом виноваты водители с маленьким стажем. Они просто не знают как вести себя в экстремальных ситуациях. Поэтому считаю, что одни знаки с ограничением скорости нас не спасут, нужно устанавливать больше камер, ужесточать наказания за нарушение ПДД. Необходимо, чтобы штрафы приходили сразу же, не через неделю, – высказал свою точку зрения Кузнецов.
А вот пенсионер МВД Юрий Панасенко говорит о том, что необходимо обезопасить дорожные участки возле образовательных учреждений города.
– Мне понравилась идея с проекционными пешеходными переходами. Зимой и в темное время суток водитель издалека будет видеть “зебры”, а значит станет притормаживать. Эта мера позволит снизить аварийность на дорогах, – считает Панасенко.
Соблюдайте ПДД, уважайте друг друга на дороге, ведь наша безопасность зависит в первую очередь от нас самих!
Сергей ЗАИКА
Фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77