Именно поэтому вспомнить становление Костанайского колледжа автомобильного транспорта «НК» решил сквозь призму жизни специалиста, который посвятил учебному заведению столько лет
Этот материал будет путешествием в прошлое, поэтому начать его следует с краткой исторической справки.
СТАНОВЛЕНИЕ
Кустанайский техникум автомобильного транспорта организован в мае 1959 года приказом начальника управления учебных заведений министерства автомобильного транспорта КазССР. Первым директором техникума был назначен Дергунов Н.Т.
В сентябре учебное заведение передано в ведение комитета высшего и среднего специального образования Совета министров КазССР.
Первый учебный год. Открыто два отделения на базе 7 и 10 классов: «Эксплуатация и ремонт автомобильного транспорта», «Планирование и экономика автомобильного транспорта». На очное отделение поступили 90 человек, на заочное – 60.
Второй учебный год. Добавились новые отделения: «Эксплуатация и ремонт дорожных машин и оборудования» на базе 7 и 10 классов. Создано учебно-методическое объединение, в состав которого входило 10 техникумов области, из них 6 в городе.
Третий учебный год. Техникум готовит специалистов по пяти специальностям.
В 1970 году директор Миронов А.В. начал строительство нового типового учебного корпуса – современного здания с актовым и спортивным залами, лабораториями и цехами, библиотекой с большим читальным залом. Стройка закончилась через четыре года. Тогда директором техникума стал Соколов Г.С.
В 1995 году происходит реформирование техникума в колледж. На основании решения министерства образования и науки Республики Казахстан, появляется актуальное ныне название – Костанайский колледж автомобильного транспорта.
В 1997 году в колледже открыта профессиональная школа. Здесь готовят четырем профессиям: «Слесарь по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств», «Электрик по ремонту автомобильного электрооборудования», «Электрогазосварщик», «Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов». В 1998 году была проведена реорганизация технического и дорожного отделений в одно «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, подъемно-транспортных, дорожно-строительных машин и оборудования».
В 2003 году организовано индустриально-экономическое отделение. Там обучающихся готовили по семи специальностям.
С 2010 года частично обновлена техническая база для образовательной программы «Дорожно-строительная техника». Приобретено новое оборудование и открыты мастерские и лаборатории для ОП «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
В 2014-2015 учебном году колледж стал грантополучателем в рамках реализации плана институционального развития проекта «Модернизация технического и профессионального образования».
В 2016 году заведение успешно прошло государственную аттестацию.
Дальше было еще множество обновлений и реформ, которые активно освещались в СМИ. И по сей день их свидетелем и активным участником является Борис Алексеевич Колпаков.
«Я ПОМНЮ, КАК НАЧАЛАСЬ ВОЙНА»
С педагогом мы встретились, конечно, в колледже. Разговор происходил в библиотеке. На столах лежали альбомы с множеством фотографий – их берегут в ККАТ как зеницу ока. Беседуем и смотрим фотокарточки. Молодой Борис Алексеевич там тоже запечатлен.
– Я родился 4 апреля в 1937 году в Костанае, жили мы по улице 5 Апреля, – подметил забавное совпадение собеседник. – Мне было 4 года с небольшим, когда 22 июня 1941 года с папой рыбачили на мосту у Тобола, тогда спускаться к нему нужно было по улице Ленина (Аль-Фараби – прим. ред.). По этой дороге к нам прибежала мама и сказала, что началась война. Мы сразу домой. Папа был начальником юстиции, ушел в обком, к вечеру вернулся уже в форме. Он – офицер запаса, его отправили в Чебаркуль – работал преподавателем в военном училище. После, вместе с ротой, оборонял Сталинград, там его ранили. Получил инвалидность.
Воинская и партийная деятельность отца Бориса Алексеевича определила его жизнь, полную переездов по всей области и смену школ. Колпаков-младший тоже хотел пойти по стопам отца, но не сложилось: призывы на службу оканчивались тем, что его оставляли в семье, так как папа был инвалидом. В итоге Борис Алексеевич поступил в Костанайский пединститут на учителя математики и физики.
ШКОЛА, ТЕХНИКУМ, КОЛЛЕДЖ…
По распределению новоиспеченный педагог попал в Федоровскую школу.
– Ребята, с которыми я играл в баскетбол в одной команде в институте, постоянно приезжали ко мне в деревню на рыбалку, отдыхать. В очередной раз пожаловали и говорят: «Срок ссылки у тебя вышел, пойдем в автодорожный». Ну я и поехал. Взяли меня преподавателем математики, а еще в разное время был секретарем ученической комсомольской организации, председателем студенческого профсоюзного комитета, секретарем партийной организации, председателем профсоюзного комитета сотрудников колледжа, заведующим заочным отделением, – перечисляет Колпаков.
Когда Борис Алексеевич пришел в техникум, корпус еще располагался в районе телевышки, а новый – по нынешней Назарбаева – только строили, причем дружно: и преподаватели, и студенты.
– В 1974 году поступила команда переезжать. Аудитории были пустые, на первом этаже общежитие сделали, детишки жили. Комендант – женщина суровая! Помню, студенты пойдут на кладбище в парке Победы (оно тогда уже недействующее было) и крест оттуда ей принесут, такие хулиганы тоже встречались, – делится педагог. – Потом мы достраивали корпуса и лаборатории. Первую аудиторию оснастили своими руками, она по сей день под номером 21, там стоят детали автомобилей, которые мы со студентами вырезали и красили. Планируем организовать здесь памятный кабинет.
С кадрами было туго, а вот со студентами – наоборот, заочников в первом наборе Колпакова числилось 700 человек! Для сравнения, сейчас общее число обучающихся в колледже около 1400.
– Были сложные времена, когда мы практически выживали. Распад СССР. Из отдельно построенного общежития (сейчас малосемейка за автодором) ребята съезжали, нечем было платить, а у колледжа отсутствовали средства, чтобы содержать его. Наняли экономистов, составили бизнес-план по спасению нашей организации. Сократили все затраты, отключили от света и отопления корпуса, оставили только главный. Как-то справились. В двухтысячном новый директор пришел – Аскар Жаркенов, начали участвовать в разных программах, финансирование пошло, оснастили лаборатории по высшему разряду, построили новое общежитие в девять этажей. Глаза радуются, когда смотрю на все обновления, – поделился Колпаков.
Залог успеха колледжа – в людях, так считает Борис Алексеевич.
– Неравнодушные, талантливейшие педагоги трудятся в автодорожном колледже. Таких поискать надо, работают целыми династиями. Мы, кстати, с супругой тоже здесь вместе начинали. Она математик, была методистом, но потом ушла в другое учебное заведение. Из-за моей должности сказали, что не может быть муж начальником жены. Но ничего страшного, все у нас хорошо сложилось. Свой колледж я люблю всей душой, забегаю часто, меня приглашают, обсуждают со мной вопросы, я в педагогической комиссии. Нынешний директор Павленко Дмитрий Иванович – хороший руководитель, думаю, автодор будет становиться только лучше. И слава о нем благодаря тысячам отличных выпускников будет слышна и за пределами страны, – заключил Колпаков.
Полина ШКАРУБО,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77