Для горожан эта организация больше известна, как интернат для глухих, расположенный по ул. Гашека, 2. Но сейчас здесь учатся еще две категории детей с особыми образовательными потребностями: с проблемами речи и зрения.
«НК» побывал в этой необычной школе, чтобы рассказать читателям, чем живут местные воспитанники.
Это заведение – одно из самых старейших образовательных учреждений в городе. Оно основано в 1937 году. С 1968-го при школе-интернате работает дошкольное отделение.
Дети зачисляются сюда по заключению и рекомендации ПМПК. Ha сегодняшний день в комплексе обучаются 129 воспитанников, из них 98 – школьного возраста и 31 дошкольник с нарушениями слуха, зрения и речи. На дому по программе бесплатного индивидуального обучения занимаются еще четыре ученика. По вспомогательной программе – пять человек. После кохлеарной имплантации – 38 детей, в детском саду – 15 и в школе – 23 воспитанника. К ним тоже нужен особый подход.
Никто и никогда точно не вел статистику, сколько же учащихся окончили эту школу, можно предположить приблизительное количество – 1700-1900 выпускников!
САД
Для многих из них образование начиналось в дошкольном учреждении, расположенном в соседнем со школой здании. Оно было построено в 1980 году, капитальный ремонт сделан в 2021-м. Заведующая детским садом Елена Бойко показывает нам игровую, класс Монтессори, музыкальный зал, кабинеты коррекционной ритмики, формирования произношения, развития слухового восприятия у неслышащих учащихся.
– Если ребенок не заговорил к двум годам, первое, что должны сделать родители, обратиться к сурдологу и проверить, слышит ли малыш. Если слух нарушен, надо обратиться в ПМПК для консультации, и по направлению он попадает к нам. Мы принимаем детей с двухлетнего возраста. У нас нет очереди, воспитание и обучение бесплатное, питание, коммунальные услуги – все за счет государства, – отметила Бойко.
При поступлении проводится диагностика, на ее основании пишется индивидуальный план работы.
– В группах работают воспитатели и учителя-дефектологи. Первые ведут основные занятия, которые есть и в обычном детском саду, вторые занимаются специальной коррекционной деятельностью. У нас проходят также уроки казахского языка, музыкальные и физкультурные занятия. В группах по 8 детей. Часто мы занимаемся по подгруппам в зависимости от слухо-речевых навыков детей, потому что методы работы разные, – акцентирует специалист.
Кроме того, с каждым воспитанником три раза в неделю учитель-дефектолог проводит индивидуальную работу по 20 минут, в зависимости от потребностей ребенка. Обучаем ли малыш, будет ли прогресс после занятий – вопрос открытый. Есть много факторов, влияющих на успехи.
– Конечно, у деток с кохлеарным имплантом намного лучше результат, чем у ребенка, который носит цифровые аппараты. Но это зависит от времени установки импланта. В 6 лет или в 2 года проведена операция – разница огромная. У детей речевой период до 5-5,5 лет, если имплант поставили в шесть – о больших результатах говорить нельзя. Есть влияние того, насколько грамотно и правильно была сделана настройка импланта, – поясняет заведующая садом.
Еще один фактор – сохранность интеллекта. В два года понять, есть ли у ребенка когнитивные нарушения, сложно. Тем не менее учителя и воспитатели стараются обучать малышню буквально постоянно. В кабинетах много наглядностей, все подписано, везде картинки.
– Наши дети рано начинают читать. Где-то к четырем годам они уже обладают аналитическим чтением. К примеру, сказка «Красная Шапочка». Как вы думаете, неслышащий ребенок может ее понять в том варианте, в каком она представлена в оригинале? Конечно, нет. Поэтому мы ее адаптируем, упрощаем, усекаем предложения, делаем их короче, четче. Наши дети понимают конкретику. Как можно начать сказку? «Это мама. Это Красная Шапочка. Мама дала ей пирожки. Она идет по лесу. Волк. Он говорит: «Ты куда пошла?» К бабушке. Где бабушка? Я ее съел». Все это сопровождается постановками, предметами и картинками, – рассказывает учитель-дефектолог Марина Пермякова. – Эти книги – наше все. Мы заклеиваем художественный текст и пишем свой. Есть пособие 1980-го года, храним как зеницу ока. Можно купить подобные новые, но они стоят огромных денег.
Проблема с методической литературой есть, особенно казахстанского издательства, но учителя находят выход. Кстати, для ребят с первого по третий год обучения они – тетя Марина, тетя Лена, в обиходе слова «привет» и «пока» – их проще произносить. Отчество, здравствуйте и до свидания появляются позже.
– Режим дня у нас, как в обычном детском саду, с единственным отличием – дети, прибывшие из районов области, проживают здесь. Кого-то забирают каждые выходные, бывает раз в две недели. Было время, когда обучались дети издалека – из Актау и Астаны, они жили от каникул до каникул. Городские малыши приходят и уходят. Отмечу, что участие родителей в обучении очень важно, мы постоянно их приглашаем на различные мероприятия. Взрослые должны уметь общаться со своим ребенком. Учиться этому нужно как раз в саду и начальном звене. Иначе ребенок потеряется, когда вырастет, начнется переходный возраст, и он не найдет поддержки и понимания, – считает Елена Бойко.
После сада ребята переходят в школу, кто-то в эту же – для глухих. Но есть случаи, когда выпускники уходят в массовую образовательную организацию, в прошлом году поступали даже в гимназию!
ШКОЛА
Среднее образование дети получают в здании, построенном в 1966 году, ему требуется капитальный ремонт. ПСД готова. Осталось дождаться денег. Директор школы Серик Данияров говорит, что планирует делать ремонт летом: крышу, обязательно облицовку, так как здание нужно утеплять. За каникулы необходимо успеть завершить работы, чтобы ребятам было куда вернуться в начале учебного года.
Но стоит отметить, что несмотря на возраст здания, здесь тепло, уютно и светло. На первом этаже дети занимаются музыкой, художественным трудом и изучают разные технологии.
– Девочек я обучаю шитью, вязанию, кулинарии и прочим бытовым навыкам. Работаю в интернате уже 37 лет, хотя планировалось как временное место, – рассказывает учитель Елена Чаусова. – Сначала я была нянечкой, потом воспитателем, потом окончила социальную академию и пришла в школу. Нам с детьми интересно, особенно им нравится проводить время на нашей кухне, мы учимся готовить – печем, варим борщ, вторые блюда.
Мне важно дать им азы кулинарии, так как дети большую часть времени проводят в интернате, бытовым привычкам им научится негде.
Труды для мальчиков ведет Ербол Жуламанов, он по совместительству председатель фонда «Услышь меня». Благодаря ОО в класс технологии приобрели современное оборудование, школьники занимаются выжиганием по дереву. Еще Ербол Бектасович учит мальчишек ремонту обуви и премудростям, которые пригодятся в жизни.
– Такие кабинеты труда вы мало где увидите, – гордится директор, проводя для нас экскурсию.
В школе есть все: стандартные кабинеты по математике, русскому языку и прочим предметам, спальни, медпункт, актовый зал, спортзал, столовая (кстати, питание шестиразовое).
– Проблема у нас только с ремонтом, на первый взгляд кажется, что все хорошо, но это мы вам стены не даем ковырять, – шутят сотрудники.
Что ж, будем следить за обновлением школы!
Полина ЦИММЕР,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77