Спасать жизни людей каждый день – обычное дело для хирурга Куралбая Асанова
Он трудится в областной больнице уже 12 лет, за это время провел около пяти тысяч операций.
И останавливаться на достигнутом не собирается. Ведь работа для него хобби, любимое дело и стимул к постоянному самосовершенствованию. Хирург Асанов вошел в список «100 новых лиц Костанайской области». Кто выдвинул его кандидатуру на участие в конкурсе, врач до сих пор не знает. Да и не важно, ведь главным своим достижением он считает здоровье людей, а не грамоты и дипломы.
– Позвонили, спросили, есть ли у меня какие-то награды, я ответил – есть два выговора за все время работы. Потом узнал, что мое имя внесли в список. Вроде приятно, но лучше видеть улыбки пациентов и слышать их спасибо, – сказал Куралбай Асанов.
Хирург рос в городе Аркалыке, школу №6 с казахским языком обучения окончил на «отлично». Всегда был активистом, участвовал во всех конкурсах и мероприятиях. К выбору профессии врача Куралбая подтолкнул его отец. У него, помимо сына, еще три дочери, и дать высшее образование хотелось всем, несмотря на сложные годы подъема после развала СССР.
В 2000 году Куралбай Асанов поступил в Акмолинскую медицинскую академию. В 2006 учеба завершилась, хирургами стали только 10% из всех выпускников. Эта профессия тяжелая, и осваивать ее практически Куралбай отправился в Костанайскую областную больницу. Именно здесь он проходил интернатуру.
– Многие в то время уезжали за границу, а почему вы остались в Казахстане? Что вам дала школа Костанайской хирургии?
– Меня полностью устраивала наша медицина. В Костанайской областной больнице интернов ждали прекрасные специалисты. Я учился у Каната Абильдина, а руководил интернатурой Фазылбек Темирханов.
Интернатура была сложной. Освоить практику очень трудно, это не теория, которой учили в академии. Операции ведь проводят не по книжке, люди все разные. В академии не показывали такого, что бывало на хирургическом столе. Каждый день по семь-восемь операций, везде участвуешь, сначала, конечно, в роли ассистента. Посчитал, что в интернатуре сделал 17 операций. Когда ее окончил, меня отправили в командировку в Сарыкольский район. Там нужно было пробыть две недели. Представляете, я – совсем зеленый, только закончил интернатуру, приехал туда и был совершенно один. В первый же день – операция по проводной язве желудка. На второй день – то же самое, третий день – аппендициты. Вот это была школа! Правда, стресс жуткий, но без этого я бы не стал тем, кем являюсь сейчас. Считаю, что мои учителя самые лучшие, я научился у них многому, и никакие зарубежные хирурги с ними не сравнятся.
– Какие плюсы и минусы вашей работы можете выделить?
– Самый большой плюс – помощь больным. Пациенты, бывает, поступают в крайне тяжелом состоянии. А ты их прооперируешь, и они расцветают на глазах. Видишь состояние человека – он улыбается и здоров, а ты нарадоваться не можешь.
А минус в том, что и свое здоровье губишь тоже, времени свободного мало. Постоянно на ногах, болит спина. В интернатуре я из больницы выходил в семь-восемь часов вечера, хотя рабочий день до четырех-пяти часов. Сначала операции, потом – документация, перевязки. Дежурства – это самое сложное, поступают разного рода больные, а ты один. Иногда нет времени или возможности вызвать узкого специалиста, приходится справляться самому. Раньше было тяжело, днем и ночью на работе, семье ведь тоже время уделить хочется, но сейчас я уже разработал более удобный график, так что этот минус стал не таким весомым.
– Как проходит день хирурга?
– В 7:45 начинается обход больных, проверяешь их состояние с ночи, осматриваешь раны, повязки, меряешь давление, температуру, наблюдаешь динамику состояния. Планируешь лечение на день, чем и как лечить. Назначаешь дообследование, анализы. Иногда нужно узких специалистов звать на консультацию.
В 8:00 в ординаторской сдают отчеты за ночь, и проводится пятиминутка. Заведующий рассказывает о плане на день.
В 9:00-9:30 начинается операционный день, в зависимости от количества операций. В день их бывает пять-шесть. Иногда в 9:00 зашел в операционную и только в 14:00 вышел.
После 14:00 начинается работа с документацией. Далее – прием в поликлинике и тоже документация. Готовишь выписки. До 40 человек у нас бывают в отделении, по 10 выписок в среднем готовишь ежедневно. Следом поступают другие больные, планируем их операции на следующий день. Проводим осмотр и опрашиваем. И так до 16:00-17:00.
– Что вдохновляет вас работать?
– Здоровые и довольные люди.
– Что помогает принимать правильные решения?
– В основном – практика. В некоторых ситуациях нужно вспоминать тактики своих учителей. Из всего опыта начинаешь перебирать в голове варианты выхода из ситуации. В среднем вместе с ассистенциями я провел около пяти тысяч операций за 12 лет практики. Это помогает.
– Изменились ли вы после того, как начали практиковать?
– Нет, черствее к людским бедам не стал. Какой был, такой и остался.
– Были моменты, когда теряли веру в себя?
– Такое было в самом начале – во время прохождения интернатуры. Куча работы, на глазах умирали люди, большинство, конечно, выздоравливали, но отходить от летальных исходов тяжело. Нагрузка огромная, как вспомню, в дрожь бросает. Думалось – зачем оно мне надо? но стремление познать и узнать – помогло справиться с этим.
– Есть операция, которую вы запомнили на всю жизнь?
– Одной определенной нет, большинство помню со времен интернатуры, потому что тяжело было. Еще пришлось как-то оперировать молодого человека с ножевым ранением в сердце. Открываешь грудную клетку, а оттуда – кровь фонтаном. Не знаешь, что делать, закрываешь отверстие пальцем. Кровь вроде останавливается, начинаешь зашивать. И все, оно снова нормально бьется, а ведь счет времени шел на секунды. На следующий день в реанимации смотришь, он уже активный, а через два дня идет домой.
– Что делать, чтобы стать хирургом? Какие советы можете дать новичкам?
– Нужно любить свою профессию, знать ее от и до, учиться и практиковать. Хочешь стать хирургом – должен знать все тактики лечения, а для этого нужно поучиться у терапевтов, реаниматологов. Необходимо знать все направления медицины, чтобы быть отличным хирургом. В жизни все пригодится, не бывает людей без сопутствующих травме заболеваний.
– Как родные воспринимают вашу работу?
– Отлично – все до единого гордятся.
– О чем мечтаете?
– Скоро мы внедрим малоинвазивную методику операции на желчных путях. Хочу научиться удалять оттуда камни без разреза, эндоскопическим способом. Аппаратуру нам уже купили. Правда, во время операции пациент и врач находятся под влиянием рентген-излучения. Так что после нее «светятся» и врач, и пациент не только от радости. Сейчас столько современных методик, технологий. Мечтаю когда-нибудь побывать на учебе за границей, чтобы потом внедрить новшества у нас.
Мечты не касательно работы – построить дом, посадить дерево и вырастить дочь, потому что уже три сына есть. Старший пошел в седьмой класс в НИШ, средний – в первый класс, младший еще в детском саду. Дочку теперь хочется. Больше для счастья ничего не нужно.
– Что помогло добиться успеха?
– Мне помогли наставники – они дали хорошую базу знаний. Еще у меня отличный тыл – супруга. Ждала, когда раньше я сутками дома не бывал. Все домашние дела на нее свалились, она очень помогла мне. Сейчас времени прибавилось, только дней 10 из целого месяца дома не ночую. Если погода позволяет, в свободное время выезжаем всей семьей на природу, если нет – то в бассейн.
– У вас есть девиз, с которым вы идете по жизни?
– Девиза нет, я просто ставлю цель и иду к ней. 70-80% получается.
– Совершали что-нибудь экстремальное? У вас есть страхи?
– Нет. Я берегу себя, для получения адреналина плаваю. Люблю бассейн. За 40 минут полтора километра без остановки проплыл – личный рекорд. На безбашенные поступки нет времени (смеется).
А боюсь я только за здоровье близких. Я вылечу, конечно, в случае чего, но есть заболевания, в которых и медицина бессильна.
Полина ШКАРУБО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77