Костанай и костанайцы Образование

Учитель из Костаная ведет блог, планирует «неавгустовку» и внедряет новый формат обучения

Особенная мама, педагог и необычный человек – так называет себя Улжан Байгенжина. Ее учительский стаж 15 лет. Именно «история» со школьных лет в трудную минуту подавала руку помощи нашей героине, а в последующем научила не сдаваться.

Разговор пойдет о школе, учениках, нововведениях в образовании, стереотипах и материнстве.

Место встречи определилось сразу: библиотека им. Л. Н. Толстого. Это любимое место Улжан Байгенжиной.

– А почему?

– В детстве я прочла все книги в сельской библиотеке Житикары. Сейчас уже в роли мамы двоих детей раз в две недели стараюсь посетить «Толстовку», почитать и пообщаться здесь с людьми. Мне нравятся книги с историей, хочется ощущать их в переплете, а не только иметь в электронном варианте (учитель принесла с собой «Историю» Геродота, «Дети мои» Г. Яхиной, книгу А. Сусловой (Улжан поддерживает местных писателей) и сказки Дж. К. Роулинг).

– Сколько в вашей личной бибилиотеке книг?

– Примерно 250. Все прочитаны. Считаю, что чтение – это тренировка мозга. Нравится советская печать. Хочется сохранить ее у себя. В наши дни уже так, конечно, не печатают, и мне больно слышать, когда кто-то выкидывает книги. Знакомые собирают литературу и меня зовут на подмогу. Так и пополняется моя коллекция.

РОК ПЕДАГОГА

– Как вы связали свою жизнь с предметом «история»?

– По семейным обстоятельствам приходилось менять место жительства. Иван Лукич – так звали моего учителя истории в школе в Тверской области, где я училась несколько лет. Он участник Великой Отечественной войны, получил ранение. Любил учительство, школу, село. Лукич, как мы его называли, всегда говорил: «Ты должна знать историю». Учитель замечал мою тягу к науке, помогал. У меня появлялось все больше вопросов: откуда произошел человек, почему так или иначе поступает. В принципе, во многом это место меня сформировало. Потому как в Казахстане в 90-е люди просто думали, как выживать. В России жители организовывали концерты, пели, писали стихи.

– Когда вернулись в Казахстан, не потеряли ли интерес к истории?

– Он только возрастал. Педагоги это замечали, поддерживали. Но в выпускном классе предметом для поступления хотела выбрать физику, по совету тети (родителей на тот момент уже три года как не стало). В какой-то день моя классная руководительница в 14 школе Наталья Дмитриевна вызывает с урока и говорит: «Ты знаешь, тебе надо сдавать историю, поступишь в пединститут на грант, будешь жить в общежитии. Все будет хорошо». Прогнозы учителя сбылись. Такой маленький диалог решил всю мою жизнь.

– С чего начались ваши первые дни в профессии?

– Приехала на работу в село. Никак не ожидала, что коллеги будут обсуждать внешний вид, манеру поведения. Доходило до того, что под обувь были обязательны носочки. Поэтому очень хочу поддержать молодых учителей. «Все начинается с любви…» – писал Р. Рождественский. Я согласна. Если ты готов, если любишь детей, профессию, не обращай внимание на необоснованную критику, стрессы, не сдавайся. Я чуть было не опустила руки… Хотела закупать вещи в Бишкеке, России и продавать у нас. Тетя, директор школы в РФ, отговорила. Она для меня пример, послушала ее и не пожалела. Я занимала разные должности в сельских и городских школах в Рудном и Костанае. Каждые 3-4 года меняю место работы. Кто-то считает это непостоянством, а я извлекаю для себя колоссальный опыт. Сейчас в декретном отпуске, но скоро выхожу в школу №7 и жду этого с нетерпением.

– Изменились ли ученики?

– Сложно со взрослыми, с детьми нет. Новое поколение классное. Они веселые, свободные, стараются быть добрыми, не переживают о том, что кто-то о них подумает, любят спорт, книги, заботятся об экологии. Главное, видеть в ребенке личность: в какой семье растет, какое у него настроение, почему сонный пришел. Для ребенка проводить время изначально в компании незнакомых людей – стресс. И у учителя есть возможность наполнить его пребывание в школе радостными событиями.

– Где, по-вашему, начинается и заканчивается история?

– Начинается с возникновения первого человека, а в Советском Союзе считалось, что она началась в 1917 году, в период революции. Будто мы есть в настоящем моменте, а что было раньше – неважно. В советское время, чтобы разъединить людей, придумывали: «ленивый» казах, «пьющий» русский, «глупый» американец. Нет, это не так, мы должны общаться друг с другом как человек с человеком. Мне кажется, история начинается там, где человек ее знает, насколько он готов углубиться. Заканчивается она тогда, когда он не готов ее передавать.

СОРЫ, СОЧИ, НЕАВГУСТОВКА

– Что такое «неавгустовка»?

– Пусть многие родители не готовы это осознать, но учительство у нас развито. В Астане много учительских тусовок. Я взяла с них пример, и мы запланировали подобную у нас. Это «неавгустовка». Обмен опытом не в атмосфере строгих пиджаков. Приглашенные гости – известные в Костанае психолог, педагоги, стилист, а также учителя, желающие пообщаться.

– Повлияли ли СОРы и СОЧи на успеваемость учеников?

– Они облегчили детям школьную жизнь. Если раньше ты отличник, родители твердили: «Давай, так до выпуска». Сейчас мамы и папы, скорее, потеряли контроль над детьми. И даже неудачи – продолжение твоей любви к нему. У детей больше свободного времени, они выбирают посвятить жизнь танцам, волейболу, физике и так далее. Это ли не хорошо? Ведь ребенок счастлив и здоров, как физически, так и морально. Принесло ли нам счастье выполнять целый день домашнее задание, писать контрольные работы? Что касается самой системы обновления образования, я ее люблю, потому что помню, какой стресс для нас была двойка. Сейчас такого нет. Думаю, вырастет другое поколение родителей, они привыкнут к системе и будут понимать, что оценка не показатель жизни.

– Учебники постоянно обновляют. Что по этому поводу думаете?

– Часто говорят об ошибках в новых учебниках, но я не могу в негативном ключе сказать. Я понимаю, создание учебника – огромный труд. Сейчас для этого привлекаются учителя-практики. И вновь будут переиздаваться учебники. Наука развивается. Невозможно, чтобы один учебник работал по 5-10 лет. Например, несколько раз меняла название Астана, статус Ельбасы убрали. Даже если есть недочеты, с этим должен работать учитель.

Поразмышлять с детьми: почему эта ошибка здесь допущена?

ПУБЛИЧНОСТЬ

– Вы еще и блогер…

– Завела в Instagram блог в феврале этого года, будучи в декрете. На странице местных СМИ заметила в комментариях, что люди исторически не осведомлены. Однобоко воспринимают информацию, не хотят искать правду. И у меня возникла идея рассказывать историю города, страны. А соцсети – место, доступное каждому. Кстати, мои выпускники были одними из первых, кто меня поддержал. Были, конечно, и те люди, кто не восприняли занятие всерьез. Создание исторической страницы помогло направить энергию в нужное русло. Теперь я не плачу по ночам, разглядывая фото старшего сына (у него обнаружен аутизм), не размышляю: как, почему, зачем.

– Где берете информацию для контента?

– Кстати, меня часто упрекают, мол, пишу о темных вещах, смерти. Жизнь ведь состоит не только из белых полос. Знание иного позволяет быть готовым к разным моментам. Я не придумываю из головы и даже не провожу исследования. Я интерпретирую большое количество материала. Это сложно. Важно сделать это профессионально, зная не только данный момент, но и его контекст – что было до и после. О нашем городе очень много есть информации на сайте «Костанай и костанайцы».

– Цель вашего блога?

– Аудитория блога больше 400 человек. Немного, но ведь это полный зал. Медийность не равно популярность. У любого учителя не может быть, как у Ольги Бузовой, 20 миллионов подписчиков. Но даже через небольшую цифру можно сделать большое и хорошее дело. Если хотя бы один человек, увидев публикацию или stories, задумается, узнает новое – уже классно. Я даже призываю учителей создавать блоги. Цель – научить, рассказать.

НЕПРОСТОЕ МАТЕРИНСТВО

– Кем считаете себя в первую очередь?

– Мамой. Я изменилась благодаря рождению детей. Если раньше передо мной были просто ученики, то теперь даже за его физическими потребностями я вижу огромного человека. Нужно в уборную – отпускаю. Когда родился мой старший ребенок, поняла, что я не могу быть завучем, чтобы с 8:00 до вечера быть на работе. Непростая болезнь сына показала мне, что люди прекрасны в своем разно­образии. Кроме него я сразу увидела огромный мир особенных людей. Мы стали ходить по врачам, специалистам. И я наблюдала безусловную любовь, когда мама несет на себе малыша с ДЦП, который не шевелится, не может говорить. Но она с ним рядом и так искренне его любит… У нас дружная семья, со всем справляемся вместе.

– Совмещать материнство с учительством трудно?

– В советское время существовали целые сады, где ты мог оставить ребенка с понедельника по пятницу. И это было нормально. Первичным была работа, во благо, для кого-то. Я рада, что сейчас первичны человеческие чувства и воспитание хорошего поколения. Я обрела возможность успевать все. Быть мамой, блогером, учителем. Это последствия эмансипации. Я вижу за современной женщиной огромный труд тех, кто боролся за возможность ходить на выборы, получать образование, работать. К слову, материнство на учительство влияет прекрасно. А вот учительство на материнство не всегда. К счастью, сейчас поколение таких учеников, которые добрые люди. И если раньше дети могли упрекнуть: «Почему вы не проверили тетрадь?», сейчас им можно объяснить: «Извините, у меня вчера температура у ребенка была, завтра обязательно проверю».

ПО-ФИЛОСОфСКИ

– Если бы существовала машина времени, куда бы отправились?

– Хотелось бы попасть в закрытые клубы 20-30-х годов, куда ходила казахстанская молодежь. Это было в Москве, Алматы, Ленинграде. Люди, находясь в стесненных обстоятельствах, выдавали смелые вещи, стремясь к независимости, к национальному самоопределению. Они знали, что их все равно практически точно расстреляют за то, что они здесь сидят, но они все равно это делали. Это вера в свою нацию, любовь к Родине.

– Что мы можем сделать для будущих поколений?

– Любить, растить детей, творить, создавать.

– В блоге вы написали, что прожили 33 жизни. Как?

– Переезд в Россию. Там пришлось поменять три школы. Сложная семейная ситуация. Сложное детство, юность, переход из одной семьи в другую. Меня спасало чтение. Была в абьюзивном браке 8 лет. Потеря родителей. Этап за этапом. Кажется, можно выдохнуть. А оказывается, нет, тебе что-то еще предначертано.

– Для чего вам это было дано?

– Для того, чтобы сейчас быть сильной мамой особенного ребенка. Не видев в жизни трудностей, я бы не знала, как мы пронесли этот опыт. Именно этот путь привел меня к тому, что я счастливая мама, спокойно воспринимающая те обстоятельства, которые сложились.

– Улжан, жизнь для вас – это..?

– Прекрасное время, когда душа получает свой опыт в жизни на земле. Каждому человеку повезло родиться в свое историческое время. Многие говорят, вот было классно, а впереди люди начнут еще Марс осваивать. Нравятся слова из песни группы «Ирины Кайратовны»: «Хорошо там, где мы есть». Люблю эту фразу. Хорошо там, где я есть.

Яна ГАРЬКУША,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77