Образование

Как обучение в две смены влияет на школьников, учителей и родителей?

Система двухсменного обучения в школах Казахстана – это явление, которое возникло еще в советское время и продолжается по сей день. Основная причина его появления – нехватка школьных мест, вызванная демографическим ростом и урбанизацией.

Построенные в прошлом столетии школы не всегда могут вместить всех детей, что приводит к необходимости разделять учебный процесс на две смены – утреннюю и вечернюю.

На первый взгляд двухсменность может казаться решением проблемы, однако это явление сопровождается рядом сложностей как для учеников, так и для их родителей, и учителей. Для детей обучение во вторую смену нередко становится источником стресса. Многие школьники испытывают трудности с организацией своего дня: утренние часы часто заняты в сфере дополнительного образования, а вечерняя учеба негативно сказывается на продуктивности. Ребенок, который должен учиться вечером, приходит домой позже, что сокращает время на выполнение домашних заданий. Для них теперь остается только ночь.

Для родителей двухсменность создает дополнительную нагрузку. Многим приходится корректировать свое рабочее расписание, чтобы встретить ребенка или помочь ему с учебными заданиями. Особенно сложно семьям, в которых оба родителя работают полный день и не могут уделить достаточно времени своим детям вечером. Это вызывает тревогу за успеваемость и самочувствие школьников, что в свою очередь сказывается на общем настроении в семье.

Но, пожалуй, наибольшая нагрузка ложится на плечи учителей. Это удлиненный рабочий день, что приводит к переутомлению. Учителя не всегда имеют возможность должным образом подготовиться к урокам, у них зачастую просто не остается времени на полноценный отдых. Это может сказаться на качестве образования: переутомленный педагог не может уделить каждому ученику должного внимания, что сказывается на общей успеваемости классов.

Однако, несмотря на все трудности, мы, учителя, стараемся сохранять энтузиазм и любовь к своему делу. Мы понимаем, что дети заслуживают качественного образования, независимо от условий, в которых они учатся. И хотя двухсменность остается насущной проблемой, многие школы и государственные учреждения стремятся ее решить. В стране активно строятся новые учебные заведения, и разработка программ по оптимизации учебного процесса вселяет надежду на будущее.

Хотелось бы верить, что в будущем мы сможем перейти на односменное обучение, что облегчит жизнь как ученикам, так и их родителям, а также улучшит условия труда для учителей. Однако для этого необходимо продолжать работу в направлении расширения инфраструктуры и внедрения современных образовательных программ.

Улжан БАЙГЕНЖИНА, учитель истории гимназии им. Горького


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77