Накануне праздника мы побеседовали с учителем истории об учениках, коллегах и жизни
Уже 29-й День учителя встретит Александр Юрьевич Поздняков в стенах школы-лицея №1. По его словам, он стал патриотом своей профессии.
Несмотря на то, что медалей и орденов за учительство не получено, ему этого и не надо. Даже когда была возможность сменить род деятельности, особенно в трудные времена, педагог этого не сделал.
«ЮРИЧ, БУДЬ УЧИТЕЛЕМ»
1993 год. Футбольное поле. Судья с флажком на линии наблюдает за происходящим. Это Юрич (так легче выкрикивать имя игрока на поле). Он еще не знает, что пройдет время и его так иногда будут называть ученики. Он даже не подозревал, что через два года станет учителем.
– А что дальше с футболом?
– Пришлось завязать: ездить за свой счет становилось труднее, пошел в школу, а там не будешь часто отпрашиваться. Но одну игру на чемпионате Казахстана я отсудил. Самое интересное, за 6-7 лет до этого матча, эпизод судейства я видел во сне. Понял, что мы как-то связаны с мистикой.
– Что привело вас работать в школу?
– Долго не мог понять, кем быть. Но мне всегда нравился фильм «Доживем до понедельника» с Вячеславом Тихоновым в роли учителя истории – одним из моих любимых актеров. Он так хорошо показал важность профессии, особенно нравится фраза: «Глаза – зеркало души». И правда, дети приходят в класс, смотрят на тебя, и ты понимаешь: у всех живые глаза. По ним можно определить, какой человек. Иногда холодные, от которых страшно становится.
– А вы сами каким учеником были, какие оценки получали?
– Учился в школе №3 в Костанае. Все было: и клички придумывали учителям, и не хотели на уроке долго сидеть, и тройки получал. Теперь, как педагог, некоторых своих учителей с такой теплотой вспоминаю, а других с утверждением: «учитель не должен быть таким». Подумал: «Юрич, а будь учителем». В вуз я сразу не поступил, не хватило баллов по истории родного города. Как мне стыдно было… Возможно, это и стало толчком для большего развития.
УЧЕНЬЕ – СВЕТ
– Вы всю жизнь посвятили работе в одном учреждении. Не было желания поменять его?
– Я учитель истории Казахстана и всемирной истории. С 1995 уже 29 раз встретил первое сентября в стенах лицея. Конечно, я и по совместительству какое-то время работал в 14-й школе, в гимназии в Тобыле. У меня была возможность пойти работать в школу милиции. Но в итоге не согласился. Это были сложные годы, свет всего несколько часов в день был. У нас в школе раздевалка находится в подвале, приходилось детей сопровождать сначала с керосиновыми, позже китайскими лампами, чтобы дети травму не получили. К тому же учебный год начался, а учителя нет. Я не мог оставить работу. Для нас главная задача – сберечь школу. Занятия по 30 минут были, но умудрялись заниматься, отвечать в темноте, словно в военные годы. Кстати, сейчас же запрещено с родителей брать деньги, а раньше школа за счет такой помощи и выживала.
– В чем заключалась для вас сложность, как для молодого специалиста?
– В первый год получил классное руководство. Была система: 5-7-е классы ведешь во второй смене, далее их принимает другой педагог. Когда администрация увидела, что я окреп как учитель, полностью забрали в первую смену. Оно ведь так и есть, направляют в тяжелые ситуации, если справился, значит, толковый. Значит, твое. Помогали старшие коллеги, как теперь помогаем мы молодежи.
НЕ УЧИТЬ, А ПОДАВАТЬ ПРИМЕР
Так считает Александр Юрьевич, потому учит детей размышлять, анализировать, наблюдать и быть хорошим человеком.
– Много ли в современное время учителей, которые придерживаются такого, как и вы, мнения?
– Да, достаточно таких, которые учат своим примером, а не назиданием. Заметить это легко. Например, во время паводка мы ребят не заставляли работать, они просто видели, что мы шли засыпать песок в мешки и тоже присоединялись. В начале лета стали тонуть в водоемах дети. Педагогов отправили в роли дежурных к р. Тобол. Я не исключение. Несколько было экстренных ситуаций. Одна из них: слышу крик о помощи – тонет девочка. Я кинул телефон на песок и в одежде бросился к ней. Схватил за плечи, одной рукой плыл, другой держал на своем теле. Как-то все автоматически получилось. Дело в том, что я плаваю на любительском уровне. А нам ведь сказали, да и детей так учим: «Тонет человек, вы не должны вмешиваться. Вызывайте МЧС». Одно дело учить, а как получается в жизни – другое. Главное, не бездействовать, на пляже в тот момент таких людей было много. Случись что, люди обычно достают телефон и снимают с открытыми ртами. А телефон ведь для того, чтобы звонить, сообщать.
– А как вы узнаёте, что ваш пример положительно отражается на учениках?
– Выпускница пишет: «Спасибо вам за то, что преподавали историю. Я живу в Китае. Местные удивляются, откуда столько знаю об их стране. Я всегда говорю им о вас». Кстати, представьте Великую Китайскую стену. Тут приходят гунны. Что нужно сделать, чтобы все сразу поняли сигнал, что произошло вторжение?
– Кинуть боевой клич?
– Потушить костер.
– Как мотивировать учеников?
– Быть погруженным в тему, знать ее. Я также работал помощником мастера на КСК. Знаю, как ткань выпускается. Когда веду урок, имею реальное представление, как этот ткацский станок был изобретен, как функционирует. Придумывать новые методы. На экскурсиях мы определяем, какой путь короче, поделившись на команды. Тем самым ребята углубляются и в историю города. Дети любят решать загадки, было бы неплохо, если бы в играх тоже ставили задачки, чтобы перейти с одного на другой уровни. Или совсем недавно мы разбирали речь президента России. С учениками мы сумели доказать, что в Казахстане была государственность. Учимся отстаивать свою точку зрения фактами, не переходя на личности. Раньше хорошо мотивировала учеников возможность получить в школе водительские права, звание столяра и так далее. Ученики говорят, что я с ними на одной волне. Ходил на курсы по истории. Там говорят: «Заведите TikTok». Теперь ждут от меня очередного сюжета. Нахожу в соцсети видео по истории, включаю, а задача учеников – найти ошибку. Тут развивается и критическое мышление.
ТОГДА-СЕЙЧАС…
– Зачем нам история? Для чего необходимо помнить?
– Чтобы ориентироваться в окружающем мире, быть интересными людьми. Когда началась Вторая мировая война? В каком году основан Костанай? Многие взрослые люди, которые здесь живут, не знают этого. Каким образом было принято решение строить город? Кто не знает прошлого, какое может создать будущее…
– Ваша семья родом из Костаная?
– Бабушка, отец, и я здесь родились. Мама из Свердловской области, так как ее отец был военным. Бабушка работала медсестрой. В годы войны она, рискуя жизнью, спасла раненого солдата. К слову, а какие сейчас военные фильмы! Советуется ли кто-то с историками? Столько ошибок!
– А образование сейчас можно назвать хорошим?
– Возможностей много, технологии прекрасные, государство нас поддерживает. СОРы и СОЧи – как контрольные работы. Другой вопрос, дистанционка многих сделала отличниками не за знания, а умение списывать. Но зато мы теперь знаем, что в мороз ничего из программы не упустим. А с другой стороны, даже не видишь ответной реакции в Zoom. Советская система образования, наверное, самая лучшая была. Читал обзоры зарубежных специалистов – даже англичане брали ее на вооружение. Хорошо, что вернули систему оценивания подготовки к уроку, а так ведь не хотели выполнять ничего. Оценки не будет, зачем тогда домашка? А еще в бумажный журнал ты мог в любой момент выставить оценки, а сейчас требуется делать это день в день. Что означает, в этот же день проверить все работы, иногда в ущерб своему здоровью.
– Что скажете об обновлении учебников?
– Историю постоянно спешат переписать. Бывает так, что ты что-то видел, когда еще мальчишкой был, а тут иначе все описано. Почему приезжали в Казахстан? Репрессированные были, депортированные. А в 70-е годы почему люди приезжали? Потому как здесь лучше всего жилось, народ теплый, приветливый и по сей день.
– А дети изменились?
– Очень отзывчивые, добрые. Часто слышу от людей в автобусе: «Дети стали безобразные». Я отвечаю: «Неправда».
ПОФИЛОСОФСТВУЕМ
– Какой чертой обязательно должен быть наделен учитель?
– Умением думать. Часто говорят, что ставят пятерки, а девочка прошла и не поздоровалась. Я это объясняю так: человек мог задуматься, в себя погрузиться, постеснялся, не захотел навязываться учителю. Также важно уметь найти общий язык. Прекрасно понимаю, что многим история становится интересна в старшем возрасте. А ведь куда ни глянь, везде об истории говорят.
– Что бы вы посоветовали молодежи делать сейчас, пока у них есть возможность?
– Получать знания, которые в будущем пригодятся. Как губка впитывать все самое лучшее. Потому что без определенных знаний будет сложно по любому предмету. Мы, историки, объясняя тему, можем обратиться к стиху из литературы.
– Становитесь ли вы учителем и для себя?
– И дети становятся учителями. Многое изучаешь, постоянно читаешь, смотришь уроки коллег. Всегда оцениваю себя. Чего-то не знаю – надо почитать. Молодым коллегам говорим, что можно ошибиться методически, через время этого не будет. Но никогда нельзя делать исторические ошибки.
– Совсем скоро День учителя. Что значит для вас этот праздник?
– Уже привык. Как нам говорят, многие профессии появились на свет благодаря учителю. Городские мероприятия проводят, школьные. Кого-то даже награждают почетными грамотами, цветами, медалями. У меня иногда спрашивают: «Столько работаешь, а медали нет». Я говорю: «Знаешь, наверное, самое драгоценное для учителя то, что тебя помнят дети. И сколько бы не прошло лет, всегда подойдут, поздороваются, поинтересуются, как дела, поблагодарят за знания».
– Мир без учителя?
– Крах.
– Пусть же в вашем учительстве будет только процветание! Желаем здоровья и успехов!
Яна ГАРЬКУША,
фото Абиля ДОЩАНОВА
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77