ЖКХ

Перенесли ли костанайские интернет-провайдеры оптоволокно со столбов в кабельную канализацию?

В начале 2023 года власти областного центра начали борьбу с несанкционированными кабельными сетями. Компаниям-провайдерам дали время снять провода и перейти «под землю», но, как оказалось, не все справились с этой задачей

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Реконструкцию улиц и уличного освещения в Костанае начали весной прошлого года, это выявило проблему – незаконное размещение волоконно-оптических линий передач (ВОЛС) на железобетонных опорах линий электропередач. С началом работ предпринимателям запретили подвешивать свои кабели на новые столбы, более того, обязали снять старые провода.

Интернет-провайдерам, естественно, это решение не понравилось. Об этом они заявили в апреле 2023 года на площадке Палаты предпринимателей Костанайской области. Эксперт по эксплуатации сетей передачи данных Костанайского филиала ТОО «КаР-Тел» (ТМ «Билайн» и «Билайн-интернет дома») Владимир Лебедь тогда заявил, что подвес – вынужденная мера, так как в городе нет подземных кабельных канализаций для общего пользования.

– Невозможно исправить за три месяца недоделки двадцати лет. Необходимо составить долгосрочный план до пяти лет по переносу ВОЛС в кабельные канализации, – сказал Лебедь на заседании отраслевого совета по вопросам сферы услуг регионального совета ПП.
Срок, до которого интернет-провайдеры должны уйти под землю, сразу установлен не был. Но стало ясно, если они этого не сделают, то останутся без клиентов, так как провода со столбов снимут в любом случае.

В июне 2024 года на аппаратном совещании аким Костаная Марат Жундубаев снова поднял вопрос о несанкционированном подключении, заявив, что все сети будут скидывать на землю, если компании не уберут их самостоятельно. На выполнение работ была дана неделя, однако спустя четыре месяца не все сети еще демонтированы. Аким не упустил и тот момент, что данное решение может навредить простым гражданам.

– Могут пострадать жители, которые провели себе дешевый интернет. Но они должны проверять, когда что-то подключают, законно ли это, – заметил аким.

Стоит отметить, что кабельная канализация в городе есть у АО «Казахтелеком», и провайдеры могут ее арендовать.

– Cети телекоммуникаций компании проложены в подземных сооружениях связи. При обращении провайдеров на прокладку сетей телекоммуникаций производится разработка и выдача технических условий с последующим заключением договора аренды, – сообщил директор костанайского департамента эксплуатации сети доступа АО «Казахтелеком» Сакен Искаков.

РАБОТА КИПИТ

Ситуация с переносом сетей коснулась не всех провайдеров Костаная. К примеру, KCell обезопасили себя заранее, запустив домашний интернет на базе сети нового поколения 5G. А Tele2 в свою очередь предоставляет доступ посредством базовых станций (вышек).

Менее повезло АО «Транстелеком». Дело в том, что компания передавала интернет в дома костанайцев двумя путями, в зависимости от района, – через вышки и оптоволокно. Новость о том, что им придется снять все провода и перейти «под землю» была неожиданной, но тянуть время специалисты не стали и завершили все работы по перенесу еще в прошлом году.

– Ситуацию с переходом в кабельную канализацию мы предусмотрели и отработали сразу. Там, где провода шли через надземные опоры, мы все сняли и арендовали подземные сети у «Казахтелекома». До конца 2023 года полностью убрали свои сети и ушли в кабельную канализацию, – сообщил директор по коммерческой части АО «Транстелеком».

Один из крупнейших интернет-провайдеров Beeline также активно участвует в проекте по переносу кабеля связи с опор под землю в рамках реконструкции улиц.

– На сегодняшний день работы завершены на 90-95%. Проект реализуется поэтапно, и основные задачи уже выполнены. Возникшие сложности были успешно преодолены благодаря тщательному планированию и подготовке. Для наших абонентов работы прошли незаметно – мы использовали резервные каналы связи и альтернативные маршруты для прокладки кабелей, что позволило избежать перебоев в предоставлении услуг, – сообщили в пресс-службе компании.

Но, к сожалению, своевременный переход АО «Транстелеком» и Beeline в подземные источники связи – это не правило, а частный случай.

КТО ВИНОВАТ?

Реконструкцию осветительных опор откладывать уже не могут – срок до 31 октября. В некоторых районах незаконно размещенное на столбах оптоволокно начали «резать», что привело к перебоям с доступом к домашней сети в домах костанайцев.

Жалобы на отсутствие интернета в местах, где идет замена опор уже начали поступать. Жители улицы Каирбекова, где сейчас активно ведутся работы, оказались недовольны интернетом в их доме. По их словам, к своему провайдеру AlmaTV они обращались неоднократно, но им сообщили, что дело в ремонте опор, якобы сейчас снимают провода и как только реконструкция будет завершена, сеть снова подведут к домам.

– У нас по улице Каирбекова уже месяц проблемы с интернетом, телевизор посмотреть не можем. Звонили несколько раз, оператор сказал, что это из-за того, что по улице меняют столбы. И как только все завершится, интернет подключат. Но сколько нам еще ждать? – негодуют костанайцы.
За разъяснением ситуации «НК» обратился в компанию. В пятницу, 4 октября, мы связались с приемной AlmaTV, где нас попросили оставить свой номер телефона и интересующие вопросы, пообещав, что перезвонят в свободное время. В понедельник, 7 октября, не дождавшись звонка, позвонили в приемную снова. Оператор сообщила, что контакты корреспондента передала руководству, но, вероятнее всего, директор решил не отвечать.

Тогда мы обратились в отдел ЖКХ, чтобы узнать, чья же вина в том, что у людей нет интернета. В ведомстве сообщили, что предприниматели должны были заранее позаботиться о том, чтобы найти для клиентов альтернативные пути подключения к интернету.

– Сейчас по Каирбекова мы начали «резать» оптоволокно, так как провайдеры сами его не сняли. Все провода мы сбрасываем на землю или подвешиваем на деревья. Эти компании на нас регулярно жалуются, но что мы сделаем, если нам нужно проводить работы? Более того, мы предупреждаем о реконструкции заранее, – отметили специалисты ЖКХ.

Информацию о том, что провода должны были вовремя снять сами провайдеры, подтвердила руководитель отдела цифровизации и информационной безопасности Махаббат Шиндавлетова.

– Большинство этих проводов относятся к мелким провайдерам. Оговаривалось, что свой кабель они должны снять и перейти под землю. Но для того чтобы это сделать, им нужны технические разрешения, а это тоже отдельные регламенты и сбор документов. Летом провайдеры обращались к нам с жалобой, что акимат их торопит. Мы собрали всех представителей этих компаний, а также отдел ЖКХ и акимат, провели встречу, все моменты проговорили. Акимат тогда пошел им навстречу, так как мы все понимаем, что если действовать радикально, то народ просто-напросто останется без интернета, – сообщили в ведомстве.

В Костанае несколько небольших компаний, которые проводят интернет быстро и относительно дешево, к ним относятся: Alma+, ТОО Davion, ТОО «Валента», «Кабельные Сети Костаная» (UpLink) и др. Мы связались с каждым провайдером, с целью узнать, как проходит переход с подвеса в кабельные канализации и какие сложности вызывает этот процесс.

Но ответа так и не получили. Ситуация с Alma+, ТОО Davion, ТОО «Валента» идентичная: контакты руководства нам предоставить отказались, пообещав перезвонить, но спустя три дня никаких движений не последовало.

С провайдером «Кабельные Сети Костаная» мы связались в понедельник, 7 октября, отправив запрос. Но ответ до среды, 9 октября, так и не пришел. Менеджер компании сослалась на отсутствие в городе генерального директора, который должен утвердить информацию перед отправкой в СМИ. Как у них идут работы по переходу с «воздуха под землю», мы так и не узнали.

В сложившейся ситуации потребителям важно знать одно: оптоволокно провайдеров со столбов уличного освещения акимат снимает законно. Частные компании должны были заранее позаботиться о том, чтобы перенести свои сети под землю.

Александра ГОЛОВКО,
фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77