Сания Безаубекова уже больше полугода является директором «Толстовки»
С какими вызовами сталкивается современная библиотечная система, реновация и проблемы финансирования – об этом наш разговор.
ОПЫТ И РАЗВИТИЕ
– Сания Сериковна, расскажите, как вы пришли в эту сферу?
– Мой путь начался в 2006 году. Библиотека всегда была близка, я с детства любила читать. Меня восхищали порядок и четкая система, царящие в библиотеке, тот огромный мир знаний, который хранится в ней. Своим наставником считаю Гульжамерию Галиаскаровну Казину, которая была и остается для меня примером и стимулом для развития. На тот момент она возглавляла ОУНБ им. Толстого.
Я начинала с должности оператора ЭВМ, занималась компьютерными технологиями и внедрением автоматизации процессов. В мои обязанности входило обслуживание читателей, предоставление им доступа к электронным документам, сотрудничество с Российской национальной библиотекой в Санкт-Петербурге и государственной в Москве, Национальной библиотекой Казахстана в Алматы и другими.
– Вы занимали руководящие должности в нескольких костанайских библиотеках и Национальной академической библиотеке РК в Астане. Чем отличается их деятельность?
– Национальные библиотеки выполняют роль депозитария, то есть сохранности книг. Там нет отдела абонемента, с литературой читатели могут ознакомиться только в стенах учреждения. Однако, разумеется, есть и традиционные. На мой взгляд, они не сильно отличаются от костанайских. Выполняют ту же деятельность, организовывают встречи с писателями, поэтами, устраивают выставки художников, работают с читателями. Конечно, есть разница в международном уровне и финансировании, этим обуславливается и уровень проведения творческих мероприятий, материально-технического оснащения, частоты пополняемости книжного фонда. К примеру, у них есть большие лаборатории оцифровок, а в регионах – лишь компьютеры и сканеры.
– Вы работали в библиотеке им. Л.Н. Толстого с 2006 по 2016 годы и снова вернулись в 2024. Что изменилось за это время?
– Система осталась такой же четкой и отлаженной. Но, к сожалению, за это время не произошло больших изменений в материальном плане. Необходимо обновить компьютерный парк, приобрести хотя бы один LED-экран. Для отдела по работе с незрячими требуется купить принтер для печати по Брайлю, читающую машину, а это дорогостоящее оборудование. С 1970-х годов наша библиотека не видела капитального ремонта. Уже много раз разрабатывалась ПСД – и при Дарихе Дюсибаевой, и Гульжамерии Казиной, и Валентине Ким (бывшие директора ОУНБ им. Толстого, – прим. ред.), но до самого ремонта дело так и не дошло. Хотя «Толстовка» – центр литературного мира Костанайской области. Когда мы встречаем гостей из республики в наших стенах, хочется пригласить их в современный шанырак.
РОЛЬ ЧИТАТЕЛЯ
– Раскройте, пожалуйста, образ среднестатистического читателя вашей библиотеки.
– Это люди среднего возраста, значительную часть составляют пенсионеры, однако молодежь тоже активно посещает ее. Нередко приходят родители с детьми и берут книги как для себя, так и для малышей. Наши читатели – это люди, которые хотят получать и делиться знаниями.
– Можно ли заказать книгу, которую хотелось видеть в фонде «Толстовки»?
– У нас в отделе абонемента есть журнал, где собираются заявки читателей. Когда мы формируем списки книг для пополнения фонда, то обязательно их учитываем. Однако иногда возникают сложности, поскольку мы имеем право закупать книги только через сайт госзакупок у казахстанских поставщиков. Конечно, в нашей стране есть филиалы многих зарубежных издательств, даже Кембриджского университета, но, к сожалению, они не позволяют удовлетворить запросы в полной мере.
– Пользуются ли спросом читальные залы?
– Конечно, некоторые читатели остаются, чтобы прочесть периодические издания и литературу, которую мы не даем в абонемент. Другие сами организовывают клубы, встречи которых проходят здесь. Среди них литературные, читательские, по игре в шахматы, ораторскому мастерству, пению, рукоделию и многому другому. Кроме того, наши библиотекари проводят бесплатные курсы для читателей, например, у нас уже несколько лет существует обучение компьютерной грамотности.
– «Толстовка» сотрудничает с другими подобными учреждениями?
– Ни одна библиотека не сможет на 100% удовлетворить запросы читателей. Ведь фонд даже республиканских небезграничен. У нас налажены связи практически со всеми региональными библиотеками, с алматинскими и столичными, московскими и петербургскими. Мы обращаемся за помощью и сами помогаем при поиске литературы для читателей-исследователей, которые ищут материал для написания научных статей и трудов.
Такое сотрудничество полезно не только для читателей, но и библиотекарей. Это обмен опытом, повод научиться новому у коллег. К примеру, Восточно-Казахстанская библиотека им. Пушкина создает инновационные проекты, которыми делится с нами.
– Каким должен быть современный сотрудник библиотеки?
– Во-первых, работоспособным человеком. Помню, приходили к нам новые люди и удивлялись, что весь день буквально занят работой, а они думали, что мы тут только сидим и читаем.
Во-вторых, библиотекарь – человек многозадачный, он должен быть знаком со своим фондом и уметь предложить актуальную книгу, знать библиотечное дело, уметь организовывать и вести мероприятия, владеть информационными технологиями. Мы даже постепенно начинаем внедрять искусственный интеллект в свою работу, он помогает создать «каркас» сценария для мероприятия, позволяет «оживить» изображение писателя.
В-третьих, библиотекарь должен быть вежливым и стрессоустойчивым. Посетители бывают разные, приходится находить общий язык и с конфликтными людьми. Наша главная задача – оставить читателя довольным.
В-четвертых, в нашей сфере важно постоянно развиваться и учиться. Я считаю, что у нас замечательный кадровый состав. Каждый библиотекарь выполняет свою работу на 200%.
ИНИЦИАТИВЫ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
– Сания Сериковна, есть ли у читателей возможность встретиться с вами лично, к примеру, предложить организовать новый клуб?
– Да, каждый четверг с 16:00 до 18:00 я принимаю горожан по личным вопросам. Так, наша читательница в свое время поделилась идеей организовать клуб по ораторскому мастерству. Хотелось бы видеть молодежь. Если есть желание воплотить в жизнь креативные проекты, возможно, в цифровом формате, мы поддержим вас.
– Чтобы вы хотели изменить в библиотеке?
– Укрепить статус научности. У нас в Казахстане доступ к наукометрическим базам (Scopus, Web of Science и др.) на бесплатной основе предоставляется только для вузов, для библиотек – платно. Хотя к нам часто обращаются читатели за помощью в этом вопросе. Его решение осложняет и тот факт, что вузы и библиотеки подчиняются разным министерствам. На собраниях Казахстанского Библиотечного союза я уже поднимала эту тему и предлагала, чтобы доступ к этим базам получили все областные библиотеки, ведь это очень нужная услуга для наших читателей. Меня поддержали коллеги, в том числе и из Назарбаевского университета. Это позволило бы вывести наши библиотеки на новый научный уровень.
– Опыт каких библиотек вы считаете передовым?
– Алматинской сети и Назарбаевского университета. Они уже перешли на электронную систему с элементами самообслуживания. У читателя есть доступ к личному электронному кабинету, где он может проверить задолженность по книгам, а также оставить заявку на желаемую литературу, которую он сможет забрать в предложенное время. Конечно, это моя мечта, чтобы подобные технологии дошли и до костанайских библиотек, но на это необходимы большие средства.
– С 1 февраля стартует регистрация на читательский, уже третий, онлайн-конкурс «#ОқыЖәнеЖең». Чего ждать от него?
– Это уникальный проект для нашей области, который приводят в пример как передовой уже на уровне республики. Первый конкурс привлек восемь тысяч читателей, второй – больше десяти тысяч. Надеемся, что третий вызовет не меньший интерес. В этом году мы увеличили призовой фонд. Продолжим проводить подкасты и интерактивные игры через социальные сети. Книги, которые наше жюри выбрало для чтения, не оставят вас равнодушными. Совмещайте приятное и полезное – читайте и выигрывайте!
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77