Костанай и костанайцы Социум

Юлия Богданова – о жизни после детского дома, стоматологии для животных и блогерстве

10 июля в Казахстане отмечается День ветеринара. Наш собеседник — врач, для которой помощь животным стала делом жизни.

ПУТЬ К ПРОФЕССИИ

— Юлия, почему вы выбрали ветеринарию, а не, например, медицину для людей?

— Мой выбор во многом связан с детством. Я росла в детском доме и остро ощущала, что хочу быть кому-то нужной. Люди меня не привлекали. А вот животные — другое дело. С ними проще, они не предают, не осуждают, и я чувствовала, что могу быть им полезной.

— Как близкие люди отнеслись к вашему решению идти в эту профессию?

— Изначально я поступила на психолога, потому что не знала, куда идти. В детском доме меня поддержали, сказали, что это поможет разобраться и в людях, и в себе. Но потом поняла, что это не мое. Помню, пришла поговорить со своим куратором в детском доме, плакала, но прекрасно понимала, что занимаюсь не своим делом и нужно что-то менять. Меня успокоили и сказали: «Пробуй». Отчислилась, поступила на ветфак платно и на первом курсе же пошла работать, чтобы самой оплачивать учебу. Сейчас я врач-хирург и планирую тесно заняться стоматологией для животных.

— Расскажите поподробнее об этом направлении.

— Чистка зубов — это не просто косметика. Недавно я прошла мастер-класс в Астане, поняла, насколько у нас всё запущено. Мы купили дентальный рентген, заказали стоматологическую установку. Это отдельная и важная область, особенно у возрастных животных. Много болезней начинаются со рта, если их вовремя выявить, можно продлить жизнь питомцу.

— Открыть Центр социальной ветеринарной медицины было вашей идеей?

— Нет, но я участвовала в её создании. Основателем был мой коллега Исса Баширович Цечаев. Мы вместе учились и работали по программе ОСВВ, но условия были полевые. Я понимала, что это сказывается на репутации. Тогда мы и решили создать клинику, где будет нормальная обстановка. Уже есть некоторое оборудование, мы можем проводить операции.

Самое сложное — недопонимание. Люди думали, что это центр для студентов или что всё финансирует государство. Нам пришлось долго объяснять, что мы сами по себе и здесь работают не студенты, а квалифицированные ветврачи. Очень тяжело было преодолевать этот барьер.

ДОЛГ ИЛИ ЛЮБОВЬ

— Вы работаете и в клиниках других городов, получаете опыт или делитесь им?

— И то, и другое. Мы успели съездить попрактиковаться в ветклиниках Грузии, очень интересный опыт, другая страна и другой подход к работе. Часто бываю в Кокшетау. Причина в том, что там ужасно с ветеринарией. Просто плакать хочется. Нет специалистов, нет оборудования, даже за стерилизацию животных не всегда берутся. Я хочу сделать полноценный центр. Уже веду приём, чтобы, когда открою, меня знали. Кокшетау нуждается в хорошем специалисте. Если сравнивать с Костанаем, то у нас намного лучше: хорошие клиники и ветврачи, даже конкуренция, а там этого нет.

— Давно работаете по программе ОСВВ, на тему которой сейчас много споров. Что вы можете о ней сказать?

— Программа ОСВВ – отлов, стерилизация, вакцинация, возврат – сама по себе важный и рабочий инструмент. У нас в городе за годы ее реализации появилось очень много животных с бирками. Когда я вижу их на улице — знаю: это наши, мы их спасли. Это чувство бесценно. Самое болезненное — отстрел. На него уходит наибольшая часть средств, хотя в новостях всё преподносится как «выделено на ОСВВ». На самом деле из этих миллионов чуть ли не половина – на утилизацию убитых животных. На одну особь до 30 тысяч тенге, а на стерилизацию — 10 тысяч. Это несопоставимо. Мы, ветеринары, готовы делать объемы. Я лично за три месяца прооперировала 500 животных. Врач в клинике может делать 5 операций в день, а мы — 20–30 в полевых условиях. Программа работает. Просто ей нужно дать время — минимум 3–4 года. И важно, чтобы к тендерам допускались только те, кто реально работает в ветеринарии. Сейчас выигрывают даже строительные компании. Поэтому не программа виновата — виноват подход к ее реализации.

— Что самое сложное в работе ветеринара?

— Люди. Они врут, не выполняют рекомендации, записываются и не приходят. Самое обидное — врут даже в мелочах. Иногда приходится повторно объяснять базовые вещи, а тебя всё равно не слышат. Это выматывает.

— Какие яркие случаи вам запомнились?

— Недавно у себя на странице я запускала опрос: «Ветеринары, расскажите, какой треш делали ваши клиенты?» Истории ужасают: кто-то приносил на прием мертвого кота, другие делали животному, которое не может есть, капельницу с борщом. Меня саму как-то забрала полиция. Была сложная операция, которая затянулась. Собака-такса, возрастная, тяжелый случай, спасти не удалось. А после нее операция у другой собаки. Хозяйка волновалась, звонила. В итоге ее животное прооперировать к назначенному времени не успели. Женщина приехала, назвала нас мошенниками и вызвала полицию. Меня забрали в участок, а сама хозяйка не явилась. Потом извинилась и пропала.

— Ветеринария – это про медицину или любовь к животным?

— Наверное, самое главное — это помощь животным. Сейчас большая часть моей работы связана именно с бездомными животными, и я ощущаю, насколько важным может быть даже простое участие. Возможно, позже мой ответ изменится. Но пока — да, прежде всего помощь.

БЛОГЕРСТВО

— Юлия, почему вы завели блог?

— С подачи мужа. Я не боюсь камеры и раньше часто снимала какие-то ролики. Но направленности там не было. Тогда супруг сказал: «Ты ведь специалист, снимай то, что знаешь». Сейчас у меня почти 25 тысяч подписчиков в Instagram и столько же на YouTube. Но это разная аудитория, хочется развивать оба направления, стараюсь выделять время, но не всегда хватает.

— Что вы хотели донести с помощью соцсетей?

— Что ветеринары тоже люди. Мы работаем в бешеном ритме, помогаем десяткам животных в день. Хотелось бы, чтобы люди ценили наш труд и не забывали, что по ту сторону экрана или операционного стола — человек. Мы тоже устаем. Понимаем, что наши клиенты переживают за своих питомцев, но у нас в день много пациентов, и мы переживаем за каждого.

— Часто ли просят бесплатные онлайн-­консультации?

— Очень. Некоторые пишут в два ночи: «Кот умирает. Что делать?» А в шесть утра: «Он умер. Спасибо». Или скидывают видео без анамнеза. Конечно, много адекватных обращений, даже из других городов. Но есть люди, которые не уважают ни времени, ни труда врача. Им кажется, что консультация онлайн — это быстро и бесплатно. Я стараюсь отвечать, но это не всегда возможно, особенно без контекста и точной информации.

— Знакомы ли вам случаи хейта?

— Да. Как-то опубликовала пост, что в очереди на квартиру я практически не продвинулась. И началось: «Нечего жаловаться, у всех было тяжелое детство» или «У вас и так хорошая жизнь, оставьте это нуждающимся». Но я не жалуюсь — я показываю, что не важно, кем ты был в прошлом. Моя старшая сестра не любит поднимать тему детского дома. Я же говорю об этом свободно и не хочу этого стыдиться. Есть стереотип, что дети из детского дома не устраиваются в жизни. Но я пример того, что все иначе, я строю свою семью, развиваюсь в профессии. Иногда пациенты сомневаются во мне из-за возраста. Один дедушка спросил: «А вы точно будете оперировать? Опыт есть?» Я пошутила: «Нет, вот на вашей собаке и потренируюсь». Он не понял, шучу или нет, но забрал животное довольный — всё прошло отлично.

О ЛИЧНОМ

— Известно, что вы замужем, ведете блог, путешествуете, проводите операции и консультируете других специалистов. Как все успеваете?

— Во многом мне повезло с супругом. Он не требует от меня быта, не создает конфликтов. Я могу приехать из одного города, сменить чемодан и уехать в другой — муж все понимает. Иногда даже ездит со мной. Если дома бардак, он не упрекает, а просто вызывает клининг или сам что-то готовит. В такие моменты я особенно ценю его заботу. А в работе мне помогает ассистентка, студентка ветеринарного вуза. Мы познакомились на открытии центра. С тех пор она со мной на операциях. Мы сработались, и теперь она учится у меня. Это для нее, думаю, хороший старт, а для меня — важная помощь.

— Недавно вы получили награду, расскажите о ней?

— Это «Ветеринар от сердца», ее вручают за вклад в развитие ветеринарной медицины. Меня отметили за работу с бездомными животными и развитие практики. Наград было всего шесть или семь по всему Казахстану, и две из них достались специалистам из Костанайской области. Еще одну получил Максим Падерин из клиники «Догма». В своей речи он сказал, что рад тому, что сразу два специалиста из Костанайской области были отмечены так высоко.

— Что ждет ветеринара Богданову в будущем?

— Развивать стоматологию, купить анализаторы, возможно, поступить в магистратуру. А ещё сделать проект на YouTube – обзор ветеринарных клиник Казахстана. Мечтаю открыть свою клинику, но не в Костанае, а в городе, где этого необходимо. Может, в Кокшетау. А самое главное – показать людям, что животные – это большая ответственность.

P.S. От лица «НК» поздравляем Юлию и других ветеринаров Костаная с их профессиональным праздником!

Александра ГОЛОВКО,
фото Абиля ДОЩАНОВА


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77