На площадке регионального филиала НПП «Атамекен» сегодня, 23 июля, состоялось совещание с участием грузоперевозчиков, представителей акимата, госорганов и дорожных служб

Поводом послужили обращения автоперевозчиков, касающиеся работы электронной очереди GarGoRuqsat и отсутствия комфортной инфраструктуры при ожидании пересечения государственной границы на пункте пропуска «Кайрак».
Водители жалуются, что онлайн-бронирование не решает проблему: на деле всё равно приходится стоять в «живой» очереди, а инфраструктура в зоне ожидания оставляет желать лучшего — нет элементарных удобств, таких как туалеты, душ, стоянка, офисная зона.
О ситуации на «Кайраке» с позиции практики высказался председатель отраслевого совета по вопросам транспорта Валерий Сусаренко. Он привёл в пример зарубежный опыт:
— Неделю назад я сам проехал по маршруту Чехия — Словакия — Румыния — Турция — Грузия. Везде, на границах, созданы цивилизованные условия: накопительные площадки с шлагбаумами, душем, столовыми, туалетами. Машины не мешают движению, люди спокойно ждут своей очереди по электронному талону, — рассказал он. — У нас же, хоть и внедрена онлайн-очередь, но инфраструктура под неё не подготовлена. Нет стоянки и нормальной зоны ожидания. А ведь именно этого и хотели водители. Поэтому считаю, что надо ускорить вопрос с выделением земли и строительством «накопителя» — стоянки с минимальными бытовыми условиями для водителей. Это уже половина решения.
Заместитель акима Карабалыкского района Темирлан Ахметов пояснил, что земельный участок под накопитель действительно существует:
— Перед пунктом пропуска «Кайрак» есть свободная территория, от которой ранее отказалось одно КХ. Это участок 200 на 70 метров. Мы можем провести аукцион. Однако пока действует мораторий на предоставление земель вдоль республиканских дорог, — сообщил Ахметов.

Кроме того, госслужащий напомнил, что планируется реконструкция самого пункта «Кайрак» с расширением проезжей части с двух до четырёх полос. До завершения работ точно определить, какие земли останутся свободными, невозможно.
По словам представителя АО «КазАвтоЖол», накопительная площадка рассчитана на 120 машин. Проектно-сметная документация пока не готова. Финансирование планируется не ранее 2026 года.
Темирлан Ахметов добавил, что сейчас в бюджете средств на обустройство накопителя нет. Предполагается привлечение бизнеса, но даже временную площадку организовать будет непросто. Со стороны акимата готовы посчитать, сколько денег необходимо на строительство, но вопрос о выделении средств на само благоустройство так и остаётся открытым.
Перевозчики тоже высказали своё мнение. Так, Евгений Аристов предложил оборудовать хотя бы небольшой офис вблизи КПП, особенно для помощи иностранным водителям, плохо владеющим языком.

При этом представители госорганов уверяют, что система GarGoRuqsat в целом работает стабильно.
— От момента брони до пересечения границы проходит 6–7 часов максимум. 2–3 дня ожидания — это прошлый век, такого давно не было. Если водитель едет раньше — мы стараемся идти навстречу, пропускаем. Перенос брони работает бесплатно. Да, были сложности в мае, но сейчас очередей больше 50 машин не фиксируется. Для сезона это норма, — заявил руководитель управления экспортного контроля департамента госдоходов по Костанайской области Павел Унич.
Он также отметил, что накопительные площадки, как в Европе, не всегда эффективны:
— Приезжаешь, а всё занято. Электронная система прозрачнее — видно, когда и где проедешь, — пояснил Унич.
Впрочем, не все согласились с таким подходом.
— Надо признать, проблема есть. И не 50 машин, а бывает и 100. Надо решать, а не говорить, что всё хорошо, — отметил председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Арман Шаменов.
По итогам совещания было решено подготовить официальные обращения в акимат Карабалыкского района, АО «КазАвтоЖол» и прокуратуру с просьбой оформить участок и начать подготовку к созданию накопителя. Участники встречи также отметили, что необходимо вести параллельную работу с бизнесом для реализации временных решений.
Кроме того, в «Атамекене» напомнили о грядущих изменениях в законодательстве России: с 1 сентября 2025 года может вступить в силу новый федеральный закон, касающийся транспортной экспедиционной деятельности, с необходимостью предварительного согласования при пересечении границ.
Пока проект будущей стоянки и накопителя находится на стадии обсуждений, перевозчики продолжают сталкиваться с трудностями на «Кайраке». Без туалетов, душа, тени и чёткой системы им остаётся только ждать и надеяться, что очередная инициатива не останется на бумаге. А пока онлайн-очередь, хоть и работает, не решает главного — условий для людей, которые сутками находятся в дороге.
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО и скриншоты с совещания в ZOOM
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
