Без рубрики Социум

Почему качество пассажирских перевозок и стоимость ж/д билетов не растут прямо пропорционально в Казахстане?

Отправляясь в путь на поезде, пассажиры все чаще берут с собой не чемоданы, а терпение. Старые вагоны, духота летом, заклеенные скотчем окна и неудобства в пути становятся привычной реальностью

При этом билеты дорожают, а обещания комфорта остаются на бумаге. Люди жалуются, но поезда продолжают грохотать по рельсам, как музейные экспонаты на колесах.

А ЦЕНЫ РАСТУТ

Недавно стало известно, что, в связи с вступлением в силу нового Налогового кодекса, в Казахстане грядет ряд изменений, в том числе повышение стоимости билетов на железнодорожный и авиатранспорт, о чем сообщил первый вице-премьер Роман Скляр нашим коллегам из Kazinform.

Чиновник подчеркнул, резкого повышения ждать не стоит, так как часть налога на добавленную стоимость идет в зачет. При этом отметил, что сейчас нет ни одной страны, где услуги пассажирских перевозок были бы дешевыми. По его словам, это связано и с ростом стоимости самих транспортных средств.

Насколько поднимутся цены на ж/д билеты, пока неизвестно. Но стоит заметить, эта тенденция прослеживается не первый год.

Только за последние 5 лет – с 2021 по 2025 годы – проходила ежегодная индексация тарифов на 7% (пункт 2 статьи 94 Закона «О железнодорожном транспорте»). Применялась она к социально значимым межобластным маршрутам и некоторым пригородным в рамках долгосрочных субсидий. В этом числе были затронуты и рейсы, проходящие через Костанайскую область.

Одно из заметных подорожаний билетов произошло в октябре 2024 года – цена сразу выросла на 20%. В Минтранспорта объяснили, что рост цен необходим для обновления парка вагонов и улучшения сервиса в поездах.

– Темпы инфляции, включая рост цен на товары и услуги, которые формируют себестоимость пассажирских перевозок, значительно превышают темпы роста субсидий и тарифов, – пояснили тогда в АО «Пассажирские перевозки».

В КТЖ заявили: ежегодное повышение тарифа на 7% направлено на улучшение условий поездки. На что именно идут средства, рассказали так:

– Мы постепенно улучшаем сервис. Усилили санитарную обработку вагонов, внедрили контроль за уборкой. Повысили качество постельного белья, улучшили питание — теперь больше блюд и удобнее обслуживание. Усилили контроль за работой поездных бригад.

Распространяется ли это на сервис частных перевозчиков — вопрос открытый. На момент публикации с представителями «Турксиб Астана» на связь нам выйти не удалось, телефонные номера оказались недоступны.

По статистике, с конца 2020 года до лета 2025-го повышение стоимости цены на ж/д билеты происходило 5 раз. Но уменьшилось ли количество претензий на качество самих перево­зок? Довольны ли люди вагонами и условиями, которые им предлагают перевозчики за нынешнюю цену?

КОГДА ПЛАЦКАРТНЫЙ ВАГОН – СЮРПРИЗ

Как оказалось, нет. Жалобы на качество пассажирских перевозок в Костанайской области звучат все чаще. Люди готовы платить за комфорт и удобства, но не всегда получают обещанное. На деле даже те, кто приобретает билеты вроде как в новые вагоны, нередко оказываются в старых составах без кондиционера и биотуалета.
Обидно, когда такое происходит летом, когда за окном жара +30 градусов, в железном вагоне стоит духота, от которой не спасают ни открытые окна, ни проветривание на длительных остановках.

Похожая история произошла с читательницей «НК». Девушка возвращалась из столицы в Костанай на поезде «Астана-Атырау». Ради своего комфорта она заранее купила билет в Kaspi.kz и специально проверила в приложении, будет ли доступен кондиционер и биотуалет в вагоне. Соответствующие обозначения стояли, более того, так как вагон значился новым, стоимость билета была повышенной.

– Специально смотрела, чтобы вагон был новый. Билет стоил порядка 7 тысяч тенге. В итоге, на вокзале, оказалось, что 17 вагонов поезда этого направления действительно были новыми со всеми необходимыми условиями: кондиционер, биотуалет, защитные перегородки на верхних полках, достаточно места для багажа и т.д. А наш вагон оказался старым: ржавый туалет, трещины во внутренней обшивке, окно не закрывалось и ночью оттуда сквозило. Все вокруг выглядело ненадежно, люди даже опасались, что верхняя полка проломится и все попадают. В таких условиях и доехали до Костаная, – рассказывает Алина Березкина (имя изменено по просьбе героини материала).

Причем, когда девушка зашла на сайт, чтобы посмотреть статус вагона, то увидела, что он изменился. Стоимость проезда снизилась почти на полторы тысячи, а значки, обещающие наличие биотуалета и кондиционера, исчезли. Причину произошедшего ей никто не объяснил.
Жалобу, как это часто бывает, пассажиры не подали, и деньги за билет не потребовали. На вопрос: «Почему?» ответили, что просто не знают, куда обращаться.

А СТАНЕТ ЛИ ЛУЧШЕ?

Если в некоторых случаях люди, заплатив за комфорт, его не получают, бывает и так, что для этого у них просто нет возможности.
По данным КТЖ, в настоящее время по станции Костанай курсируют 6 пассажирских поездов:
– №43/44 «Костанай-Алматы», ТОО «Турксиб Астана»;
– №47/48 «Астана-Атырау», АО «Пассажирские перевозки»;
– №57/58 «Уральск-Астана», ТОО «Сарыарка Компани»;
– №81/82 «Астана-Костанай», АО «Пассажирские перевозки». Курсируют вагоны «Тальго» 2015 года выпуска;
– №327/328 «Костанай-Караганды», ТОО «Турксиб Астана»;
– №621/622 «Костанай-Аркалык», ТОО «Турксиб Астана».

Как можно заметить, некоторые маршруты обслуживают частники, которые вправе, в рамках закона, конечно, ставить пассажирам свои условия.
Один из ярких примеров – ежедневный поезд «Костанай-Аркалык», благодаря которому ключевые села и города области имеют транспортную связь друг с другом. Это один из самых маленьких составов в Костанайской области – всего 4-5 вагонов. В сезон праздников, отпусков и каникул места в поезде нужно выкупать едва ли не за месяц.

– Я езжу к родителям на каникулы дважды в год: зимой и летом. За последние лет 5 качество вагонов постоянно меняется. Еще 2-3 года назад на маршруте были новые – и купе, и плацкарт. Потом один заменили на старый, интересно, что на цену это не повлияло. Тогда можно было купить билет в старый вагон без биотуалета и кондиционера по такой же цене, где все это есть. Этим летом я ездила в Аркалык в начале июля, и оба плацкартных вагона были старые, – рассказывает Мадина Ахметова.

Погода на улице в день поездки была жаркой, укрыться от нее в поезде пассажирам не удалось.

– Было ужасно душно. Ехали старики и маленькие дети, некоторым становилось плохо. Но, к счастью, обошлось без происшествий. Окно с трудом открывалось днем, но ночью изо всех щелей начало дуть, решить эту проблему никак не удалось. Хотя, судя по всему, кто-то до нас уже пытался, потому что некоторые щели были заклеены скотчем, а другие забиты ватой, – вспоминает девушка.

Когда у проводника спросили, куда же делись новые вагоны, которые раньше цепляли к составу, та ответила, что маршрут обслуживает частник и его право ставить те вагоны, которые ему удобнее. Да, не поспоришь, особенно, если это подтвердили в Национальной компании.

– Данный маршрут относится к числу социально значимых, расходы по обслуживанию которого субсидируются из государственного бюджета на долгосрочной основе. Вопрос обновления пассажирских вагонов на данном направлении находится в исключительной компетенции частного перевозчика. АО «Пассажирские перевозки» не влияет на формирование состава подвижного парка частной компании, – подчеркнули в ведомстве.

Из года в год наблюдается одна и та же картина: билеты на поезда дорожают, а качество поездок либо остается прежним, либо откровенно ухудшается. Казалось бы, с ростом цен должны расти и стандарты сервиса, но практика показывает обратное. Новые вагоны исчезают с маршрутов, а душные и изношенные возвращаются – без кондиционеров, биотуалетов, но по тем же, а порой и более высоким ценам за место.

Однако большинство пассажиров не знают, куда и как подавать жалобу, а частные перевозчики, работающие на ключевых маршрутах, практически не контролируются. Государство субсидирует социально значимые рейсы, но не вмешивается в политику перевозок. Как итог — билет может обещать комфорт, но поездка оказывается проверкой на устойчивость психики. И самый главный вопрос, который пока остается без ответа: станет ли лучше или все просто снова подорожает?

Куда обращаться?

  • WhatsApp: +7 776 714 5686
  • QR-коды в вагонах
  • Контакт-центр: 1433 (бесплатно)
  • kz
  • Instagram:@jolaushylar_tasymaly

Александра ГОЛОВКО, фото Ларисы БОЖКО


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77