«НК» регулярно поднимает эту тему. И сегодня, когда у областного центра есть свой дизайн-код, мы решили посмотреть, как меняется внешний облик города с учетом этих требований
Из раза в раз власти нашей страны акцентируют внимание на том, что обеспечение доступной среды призвано облегчить жизнь людей с инвалидностью. Для этого нужно предоставить им максимальные возможности интегрирования в общественную и культурную жизнь. Поэтому в декабре 2008 года Казахстан подписал Конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней, а в феврале 2015 года ратифицировал эти документы.
ПО ПРАВИЛАМ
Согласно Закону «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», государства-участники должны предпринимать меры по созданию эффективных правовых механизмов. Говоря простыми словами, наша страна обязалась обеспечивать защиту прав граждан в соответствии с международными стандартами.
За это время были внесены изменения, которые касаются данной категории граждан. Так, постановлением Правительства РК в мае 2019 года утвержден Национальный план по обеспечению и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года.
В первую очередь ратификация Факультативного протокола означает признание компетенции Комитета по правам инвалидов ООН принимать и рассматривать личные сообщения людей с инвалидностью.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Если брать конкретно Костанай, мониторингом объектов социальной инфраструктуры занимается отдел занятости и социальных программ акимата города. Дополнительно собственные рейды организовывают общественники. В частности, освещает проблемы маломобильных граждан и проверяет их на доступность блогер и советник акима областного центра по инклюзии Никита Журавлев.
Как отмечает Никита, свой блог он ведет с августа 2022 года. По его словам, город в отношении инклюзии меняется в лучшую сторону. Правда, актуальной проблемой сегодня остается то, что пока не весь бизнес создает условия для лиц с инвалидностью, ну или просто не хочет видеть в маломобильных гражданах потенциальных клиентов.
– Среди необорудованных объектов я могу выделить кафе, рестораны, парикмахерские, салоны красоты. К последним у меня нет доступа, мастер приходит на дом, – рассказал Никита Журавлев. – Что касается пандусов, да, они имеются по городу, но вы видели состояние этих конструкций? Особенно ужасное положение пандуса около почтового отделения по улице Алтынсарина. Со стороны выдачи посылок он ржавый и изогнутый. Входная группа там в печальном состоянии: ступеньки почти разрушены, все выглядит небезопасно и неэстетично.

Говоря в целом об инклюзии Костаная, среди положительных моментов наш собеседник выделяет доступность костанайских автобусных маршрутов.
– Сегодня колясочники могут вполне с комфортом передвигаться по городу. К примеру, если раньше от своего дома в микрорайоне «Наурыз» я мог поехать в другие районы только на 24 автобусе, сегодня пандусы мне выдвигают водители 10 и 25 маршрутов. Хотя хамства и стало меньше, есть те, кто продолжает с ним сталкиваться, – говорит общественник. – В сравнении: в Астане я свободно передвигаюсь по городу и со мной еще не случалось ситуации, когда бы водитель ответил грубо или не выдвинул пандус. Я считаю, это потому, что советник акима по развитию инклюзии района «Есиль» Жанат Кабдулла регулярно выезжает с инспекцией в автобусные парки, проводит инструктаж. При таком сотрудничестве сами перевозчики проявляют интерес.
Никита предложил главе областного центра проводить аналогичную работу.
– Я мог бы выезжать и разъяснять водителям все нюансы взаимодействия с маломобильными группами. К тому же я периодически общаюсь с колясочниками нашего города. Один знакомый, который живет в микрорайоне «Юбилейный», вынужден переходить дорогу прямо по проезжей части из-за ремонта на этом участке. Я и сам недавно чуть не опоздал на автобус из-за аналогичной ситуации на ул. Тәуелсіздік. Я вижу решение в том, чтобы подрядчики во время ремонтных работ устанавливали временные съезды на тротуарах, чтобы люди не рисковали своей жизнью.
Отметил молодой человек и преимущества новой брусчатки, которую укладывают на данный момент. По его мнению, она достаточно широкая, а значит, передвигаться на коляске по ней будет намного удобнее.
– Если акимат города прикладывает усилия для обеспечения комфортной инфраструктуры для лиц с инвалидностью, то некоторые частные организации и предприятия продолжают игнорировать нормы и обустраивают здания таким образом, что они остаются недоступными для нас, – подчеркнул советник акима по инклюзии.
О ПРЕДПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ
По информации отдела занятости и социальных программ, в текущем году в результате проведенных работ завершена адаптация 25 объектов, из которых 21 относится к объектам образования, 2 — здравоохранения и 2 — культуры. Еще 29 зданий будут адаптированы в 2026 году.
– С целью обеспечения доступа к наиболее часто посещаемым объектам в 2015 году на территории города было паспортизировано 158 действующих объектов. Непосредственно в 2021 году началась их адаптация, в 2026 должна полностью завершиться, – сообщила руководитель отдела Акбопе Манатова. Сегодня показатель составляет 81,6 % — это 129 объектов. В плане адаптации на будущий год у нас 29 объектов. Данным хозяйствующим субъектам в этом месяце будут направлены уведомления о внесении в план. Владельцам будут предоставлены критерии оценки доступности, государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства, а также свод правил РК.
Среди основных требований к доступности объектов для лиц с инвалидностью следующие: обязательное наличие пандуса или подъёмного устройства, наличие поручней с обеих сторон лестниц и пандусов, высота порога не выше 1,4 метра, ширина входной двери для маломобильных групп населения не менее 0,9 метра, размер входной площадки с пандусами должен быть не менее 2,2 х 2,2 метра, соотношение высоты пандуса к длине должно составлять 1:20 м, в исключительных случаях – затесненных местах – 1:12 м, ширина пандуса при этом должна быть не менее 1,2 м.
За нарушение и несоблюдение этих норм законодательства предусмотрено административное взыскание в виде штрафа. Так, должностные лица обязаны выплатить 50 МРП (196 600 тенге), субъекты малого предпринимательства — 120 МРП (471 840 тенге), среднего бизнеса — 200 МРП (786 400 тенге), крупного бизнеса — 400 МРП (1 572 800 тенге).
Если в течение года предприниматели и владельцы бизнеса не исправят ситуацию или на территории их организаций вновь будут выявлены нарушения, им будет наложен штраф — только ещё более внушительный.
Всего за первое полугодие текущего года общая сумма штрафов, которую выплатили костанайские предприятия, составила 2595100 тенге. Ответственность понесли пять объектов: одно кафе, КТЖ, супермаркет, автозаправочная станция и общественное объединение.

ПОЗИЦИЯ ВЛАСТИ
Аким города Марат Жундубаев проблему признает. Решение он видит в разработке программы с отделом ЖКХ, куда будут занесены все проблемные участки и тротуары, ситуацию на которых в обязательном порядке будут исправлять в соответствии с нормами.
– Действительно, нельзя сказать, что в плане условий для маломобильных групп у нас все хорошо. Проблема есть. Сейчас стремимся к тому, чтобы владельцы бизнеса, предприниматели видели своих покупателей, обращали внимание на лиц с инвалидностью и не были недоступны для них, – подчеркнул глава областного центра. – В Костанае немало магазинов, в том числе в центральной части, где отсутствуют пандусы или подъемники, либо они имеются, но не работают. Объектов много, и вопрос нужно решать вместе. Если каждый бизнесмен задумается об этом и начнет приводить свои входные группы в порядок, вопрос решится.
Жундубаев отмечает, недостаточно поручений акима города или области, чтобы полностью искоренить сложившуюся ситуацию – каждый должен понимать ответственность.
– Есть законодательство, есть штрафы за игнорирование данных норм. Нужно работать в этом направлении мирным путем, – сказал аким. – Особое внимание уделяем нашим бюджетным проектам, в особенности дорогам. Нужно следить, чтобы вся выполненная работа соответствовала плану. Нужно брать пример с больших городов. С отделом ЖКХ необходимо будет разработать программу. В областном центре немалое количество участков и тротуаров, которые нормам не соответствуют, к сожалению. Их нужно привести в порядок. Я поддерживаю предложения Никиты Журавлева, в частности инициативу о временных съездах. Пусть они будут некрасивые – простые деревянные, зато удобные. Подрядчикам нужно будет их устанавливать.
ВЫВОД
Город меняет свой внешний облик, следуя современным стандартам дизайна, опираясь на столичный опыт, постепенно преображается. Новые объекты стараются быть эстетически привлекательными – заведения и бизнес-структуры активно ориентируются на визуальные тренды, чтобы привлечь клиентов. Однако, к сожалению, такие положительные преобразования зачастую не сопровождаются обязательным соблюдением требований доступности и инклюзивности.
Следовательно, развитие городской среды должно идти не только в сторону внешней привлекательности, но и в направлении функциональности и равных возможностей для всех. Решение вопроса лежит не только в компетенции местных властей – необходима активная позиция предпринимателей, подрядчиков и широкой общественности. В этом случае Костанай сможет стать по-настоящему доступным и комфортным городом.
Кристина ФРИТЦ,
фото Ларисы БОЖКО
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
