Несмотря на активную профилактику и постоянные разъяснения, злоумышленники остаются на шаг впереди. Практика показывает: чем изощреннее становятся схемы обмана, тем труднее уберечь людей от потерь.
Рост числа пострадавших говорит не только о недостатке цифровой грамотности, но и о системной проблеме, которая обостряется с каждым годом.
КОГДА ВАШ ТЕЛЕФОН УЖЕ НЕ ВАШ
Представьте, вы держите телефон в руках, отвечаете на сообщения и вдруг понимаете, что он перестает реагировать на ваши манипуляции и буквально начинает жить своей жизнью. Невероятно? Как бы не так! История нашей героини тому подтверждение.
Сначала она подумала, что это обычный сбой. Телефон завис, сообщения отправлялись сами собой. Но когда друзья начали ей звонить и спрашивать, действительно ли это она просит взаймы, стало понятно – телефон захватили мошенники.
– Когда коллега, сидевшая в одном помещении, получила сообщение от меня, она сразу поняла, что это взлом. Выяснила у просивших взаймы реквизиты для перевода, чтобы узнать, на кого карта зарегистрирована. После этого мы поехали в ЦОН ставить запрет на выдачу кредитов, а затем в полицию подать заявление о мошенничестве, – рассказывает женщина.
Заявление приняли, но ничего не обещали, деньги ведь не украли. Таких дел десятки – мошенники взламывают как телефоны, так и отдельные приложения казахстанцев ежедневно.
Тогда женщина обратилась в банк, чтобы выяснить, не проводились ли какие манипуляции с ее счетом, доступ к которому мошенники могли получить через взломанный телефон.
– К счастью, кредитов на меня не оформили и мои средства остались на счету. Менеджер в несколько кликов получила информацию о мошеннике, который дал реквизиты карты для перевода, когда просил от чужого имени взаймы. Им оказался 19-летний житель южного Казахстана. Высветилось имя, его личные данные и даже информация о банкомате, в котором он снимал средства с этой карты. Почему полиция так не делает? Они могли ведь связаться с коллегами в другом городе и оперативно задержать его? – негодует наша героиня.
Этот вопрос мы направили в официальном письме в департамент полиции Костанайской области. В ведомстве отметили, что сотрудничество полиции с банками идет, но конкретно по блокировке подозрительных денежных переводов.
Взаимодействие полиции со службами безопасности банков позволило предотвратить 47 фактов перевода денежных средств мошенникам на общую сумму 93 млн тенге, – сообщили в ДП.
Результаты есть, но мошенников, как показывает действительность, меньше не становится. Может, потому, что они чувствуют свою безнаказанность и неуловимость?
АЛЛО, ЭТО МОШЕННИКИ?
Официальные цифры подтверждают печальную реальность. По данным департамента полиции, по итогам 7 месяцев 2025 года в Костанайской области зарегистрировано 1 159 фактов мошенничества, из которых 961 связан с переводом денежных средств на счета кибермошенников.
Наиболее распространенные способы интернет-мошенничества: звонки с использованием подменных и виртуальных номеров, в том числе под видом сотрудников службы безопасности банков – 430 случаев; предоплата за товар или услуги – 192 случая; предложения выгодных вложений (ставки, онлайн-игры, инвестиции) – 161 случай; оформление онлайн-займов – 109 случаев; переход по ложным ссылкам – 97 случаев.
Обеспокоенность этими фактами выразил и аким Костаная Марат Жундубаев на недавнем аппаратном совещании. Сумма ущерба за 8 месяцев и 15 дней этого года составила 1 229 726 959 тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года цифры выросли в два раза.
Начальник управления полиции Костаная Булат Иманов отметил, что основная причина – доверчивость граждан.
Несмотря на широкомасштабные профилактические мероприятия, люди продолжают попадаться на одни и те же схемы мошенничества. По городу установлены баннеры о профилактике кибермошенничества, выпускаем брошюры, выезжаем в учебные заведения. С начала года на эти нужды выделено 5 миллионов тенге, сейчас средства уже закончились, – сообщил Иманов.
Особенно часто на мошеннические махинации ведутся люди предпенсионного и пожилого возраста. Так, недавно костанайская пенсионерка нашла в социальных сетях объявление о том, что какая-то компания помогает заработать пенсионерам. Она оставила свои данные и впоследствии перевела мошенникам порядка 6 млн тенге и даже не поняла, как это произошло. Находилась словно под гипнозом.
Обманывают и молодежь, но более изощренными способами, так как втереться в доверие здесь сложнее.
Злата Воробьева познакомилась в Telegram с молодым человеком, началась дружеская переписка, в процессе которой новый собеседник присылал девушке ссылки на мемы и TikTok. Она без опаски переходила по ним, пока спустя неделю один клик не лишил ее доступа к собственному телефону и 15 тысяч тенге.
– Я перешла по ссылке, и каким-то образом парень получил доступ к моему номеру телефона. У него получилось снять часть средств с моего счета в Kaspi банке. К счастью, я тогда хранила на этой карте немного денег, поэтому потеря была несерьезная. Первым делом поехала к мастеру, он помог вернуть доступ к приложениям и закрыл его для мошенников. В сервисном центре восстановили мою SIM-карту. Больше по ссылкам я стараюсь не переходить, – рассказывает девушка.
В полицию с заявлением Злата не обратилась, так как посчитала, что сумма небольшая и мошенники завладели средствами по ее вине, помочь правоохранители ей не смогут.
К слову, в ДП отметили, что на данный момент благодаря совместной работе с банками некоторым жертвам мошенников удается вернуть украденные средства. Но действует это не во всех случаях.
Основная сложность возврата денежных средств связана с их переводом за границу, – уточнили в ведомстве. – Кроме того, судами вынесены решения о возврате денежных средств за неосновательное обогащение с транзитных получателей (дропперов) на сумму свыше 315 млн тенге. На банковские счета дропперов через систему «Антифрод центра» Национального банка наложены ограничения на сумму 188 млн тенге, из которых потерпевшим возвращено 81 млн тенге.
ЕСТЬ ЛИ РЕШЕНИЕ?
Мошенники становятся все изобретательнее, и сегодня их уловки касаются не только пожилых людей, но и вполне грамотных пользователей. Попадаются даже те, кто не диктовал код из SMS подставному сотруднику банка и не переходил по ложным ссылкам.
Карина Соколова стала жертвой взлома во время занятий в университете. Девушка спокойно использовала смартфон и даже не подозревала, что к ее WhatsApp уже дистанционно подключились мошенники.
– Мне позвонили друзья, сказали, что с моего аккаунта приходят сообщения. Якобы я прошу перевести мне 200 тысяч тенге. Когда зашла в приложение, все чаты были удалены, но я видела, как в всплывающих сообщениях идет рассылка. Я не знала, что делать и просто удалила приложение. Но мне подсказали, что это не поможет, так как доступ мошенники уже получили. Тогда я скачала приложение снова, поток сообщений все еще шел и прекратился, когда я установила двухфакторную аутентификацию, – вспоминает девушка.
В последующем Карина начала интересоваться, что же послужило причиной взлома ее аккаунта, если она не переходила по ссылкам и на номера подозрительные не отвечала.
– На тренинге по противодействию мошенничеству я задала этот вопрос, спикер ответил, что злоумышленники могли найти путь к моему аккаунту через другие устройства. Когда я подключала веб-версию WhatsApp к компьютеру, то не вышла из нее, впоследствии мошенники так могли подключиться. Теперь в целях безопасности я всегда проверяю, чтобы не было никаких подключенных устройств к моему WhatsApp, – говорит Карина.
Специалисты напоминают: главное правило безопасности — никогда не переводить деньги по звонкам, даже если собеседник представляется сотрудником банка или госоргана. В подобных случаях необходимо самостоятельно перезвонить в банк и уточнить информацию по официальным номерам.
Еще один важный шаг — отключение услуги онлайн-займов. Этой возможностью нередко пользуются мошенники: оформляют кредиты от имени жертвы, пока та даже не догадывается о проблеме.
Не менее значима и защита аккаунтов. Эксперты советуют ставить двухфакторную аутентификацию, выходить из профилей на всех устройствах, менять пароли и использовать разные комбинации для разных сервисов. Это снижает риск взлома и не позволяет злоумышленникам получить доступ к перепискам и платежным данным.
Александра ГОЛОВКО, инфографика автора
Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77
