Наш город Социум

Доступны ли государственные учреждения Костаная для людей на колясках?

С пандусами и кнопками вызова в городе становится лучше, но старые здания и формальный подход к вопросам инклюзии до сих пор создают серьезную задачу. В совместном рейде с Никитой Журавлевой «НК» выяснил, где можно удобно получить услугу, а где до сих пор приходится искать обходные пути.

ЗДРАВСТВУЙ, СТОЛИЦА…

Перед тем как проверить доступность государственных учреждений Костаная, блогер, активист и советник акима города по вопросам инклюзии Никита Журавлев поделился опытом визита в Мажилис. Этим летом он побывал в Астане и смог лично убедиться, насколько само здание нижней палаты Парламента готово к посещению людей на колясках.

– На входе есть пандус, заехать можно, и он вполне удобный, – рассказал Никита. – Лифты широкие, коляска входит без проблем. Санузлы адаптированы для людей с инвалидностью. Есть, конечно, нюансы, но некритичные, на том же уровне, что и у наших акиматов.

Один из примеров – пандусы внутри здания. Один из них довольно крутой, и взобраться на него самостоятельно тяжело. Хотя среди депутатов Мажилиса есть инвалиды-колясочники, к примеру, Ерлан Абдиев. Так что вопрос полной доступности остается открытым.

Визит в Мажилис показал, что даже в столице есть над чем работать.

НОВЫЙ ЦОН

Никита Журавлев передвигается по городу в основном самостоятельно. Когда позволяет маршрут, пользуется городским автобусом, а к инватакси обращается лишь в случае особой необходимости. В этот раз он приехал в центр Костаная на автобусе №24 и без посторонней помощи добрался до площади перед Шахматным клубом.

Первым объектом нашего рейда стал Центр обслуживания населения. С 20 августа ЦОН вернулся в здание по улице Тәуелсіздік, 114, именно туда мы и направились. Маршрут был выбран неслучайно: на Тәуелсіздік недавно уложили новую брусчатку, было решено заодно проверить удобство спусков.

– В целом неплохо, однозначно лучше, чем было, – оценивает Никита. – Но огрехи есть: на пересечении Тәуелсіздік и Козыбаева заметен сильный перепад между брусчаткой и асфальтом проезжей части. Не каждая коляска тут проедет.

У самого здания доступ организован на достойном уровне. Пандус пологий, при входе установлена кнопка вызова помощи. Внутри особых препятствий тоже нет: пороги низкие, коляска проходит легко. На первом этаже расположены столы обслуживания населения, где можно получить основные услуги. Есть специализированный туалет с широким дверным проходом и поручнями.

А вот попасть на второй этаж невозможно, поскольку в здании нет лифта. Причина в том, что само строение старое и имеет статус памятника архитектуры и градостроительства.

– В целом здание хорошо оборудовано. Думаю, основные услуги я смогу получить на первом этаже, – считает Никита.

А ЧТО В АКИМАТАХ?

Следующим пунктом нашего маршрута стал акимат города. На первый взгляд, здесь все предусмотрено – у главного входа сделан удобный пандус. Но вот дальше возникает сложность: входная зона состоит из двух дверей подряд, а сам тамбур слишком узкий. Человеку в коляске с сопровождающим в таком пространстве трудно развернуться и открыть вторую дверь. В этот раз ситуацию спас приветливый охранник, который придержал вторую дверь и помог Никите пройти внутрь.

На первом этаже доступ организован за счет специальных планок, уложенных на лестницу, они выполняют функцию импровизированного пандуса. В санитарной зоне предусмотрен специализированный туалет, кабинка достаточно просторная и оборудована поручнями. Однако на второй этаж и выше без посторонней помощи подняться невозможно – лифта в здании нет. И это общая проблема всех госучреждений, которые находятся в постройках советского периода и более раннего времени.

По пути к областному акимату мы заглянули и в отдел ЖКХ. Там около года назад обновили входную группу и пандус.

– Он стал еще удобнее. Два года назад я здесь был, тогда тоже было комфортно попасть сюда, – отметил Никита.

Акимат области снаружи тоже оборудован пандусом. Внутрь мы не заходили, охрана без предварительного согласования не пропускает. Однако Никита уже бывал здесь раньше и поделился впечатлениями.

– В здании есть лифты, в которые коляска спокойно въезжает. Раньше были проблемы с высокими порогами, но их устранили. Туалет здесь хорошо оборудован, – рассказал блогер.

ГДЕ СТАБИЛЬНО ХОРОШО И СТАБИЛЬНО ПЛОХО

Очередной точкой рейда стали здания по улице Касымханова, где располагаются отдел и управление социальной защиты.

– Здесь никогда особых проблем не было. Разве что с парковкой возникают неудобства, – заранее предупредил Никита.

А вот добраться сюда оказалось не так просто. По проспекту Аль-Фараби путь был относительно комфортным, но после поворота на улицу Касымханова появились сложности: резкие спуски, уклоны, и в итоге парню почти все время приходилось ехать по проезжей части или парковке.

Сами здания соцзащиты оборудованы довольно грамотно: удобные пандусы, широкие двери, специализированные туалеты. Сотрудники у информационной стойки на первом этаже сразу предложили помощь, что, по словам Никиты, происходит всегда.

По его просьбе мы заехали и в ТРЦ MART. Проблема здесь существует уже три года и регулярно освещается самим Никитой в блоге, но так и остается нерешенной.

– Специализированный туалет расположен на третьем этаже. Но он всегда закрыт на ключ, который хранится у администратора на первом этаже. Это скорее неудобство, чем реальная проблема. Я понимаю, что ключ держат, чтобы избежать использования туалетами гражданами, для которых он не предназначен. Но главная беда в другом – поручни у унитаза установлены так близко друг к другу, что коляска просто не может заехать внутрь. В идеале здесь должны быть откидные поручни, или хотя бы один нужно убрать. Я писал об этом еще в 2022 году, напоминал и позже, а 22 июля этого года подал официальную жалобу в адрес руководства ТРЦ MART.

Чтобы проверить, изменилось ли что-то, мы вновь зашли в MART 2 сентября. Доступ к туалету пришлось ждать 10 минут, пока администратор принес ключ. Внутри все осталось по-старому: коляска не помещается между поручнями.

– Мы знаем об этой проблеме и планируем отремонтировать все туалеты на третьем этаже, расширить кабинки, в том числе для людей с инвалидностью. Изначально работы планировались на это лето, но пришлось отложить из-за поломки траволатора между первым этажом и цокольным. Сейчас ремонт переносится на следующий год, – пояснила администратор центра.

ИТОГИ

Наш рейд показал, в Костанае проделана большая работа по созданию безбарьерной среды, но назвать ситуацию полностью решенной пока нельзя. Старые здания остаются недоступными из-за отсутствия лифтов, а в новых объектах иногда встречаются ошибки, которые сводят на нет все старания. Никита Журавлев уверен, внимание к деталям и постоянный диалог с людьми с инвалидностью помогут исправить недочеты. И тогда пандусы и поручни перестанут быть формальностью, а станут частью комфортной городской среды для всех.

Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото автора


Много сидишь в социальных сетях? Тогда читай полезные новости в группах "Наш Костанай" ВКонтакте, в Одноклассниках, Фейсбуке и Инстаграме. Сообщить нам новость можно по номеру 8-776-000-66-77